Авторизация все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 
  • 14:56 – В Бахмуте возникли проблемы с утеплением многоэтажек 
  • 14:46 – В Бахмуте полиция "накрыла" очередной наркопритон 
  • 14:24 – В Бахмуте почтили память погибших в войне с нацистской Германией 
  • 14:12 – В Бахмутском районе предупредили неэффективное использование бюджетных средств 

Бахмутская еврейка Соня Гаскелл - родоначальница голландской балетной школы

 Так уж угодно было госпоже истории, что лучшие балетные деятели мира либо родились, либо их корни были связаны с Российской империей или Советским союзом. Анна Павлова, Майя Плисецкая, Михаил Барышников, Вадим Писарев... Этот список можно продолжать и дополнять. Наш старинный Бахмут - Артемовск тоже имеет самое непосредственное отношение к становлению одной из ярчайших звезд мирового балета. Соня Гаскелл, чьё имя здесь малоизвестно, в Голландии известна любому человеку, кто хоть мало-мальски интересуется балетом.

 

Соня Гаскелл (урожденная Сара Гаскеляйте) родилась 17 апреля 1904 года в городе Вилкавишкис, что на территории нынешней Литвы в семье торговца зерном Соломона Гаскелла и Анны Карновской. В семье было пятеро дочерей; в семье увлекались искусством, и девочки брали уроки игры на фортепиано и бальных танцев. В Бахмут, где была большая еврейская община, они переехали после 1912 года, а вероятнее всего, в начале 1-й Мировой войны, в 1914-м. Тут она поступила в женскую гимназию, которую закончила в 15 лет. Тогда Соня хотела стать писателем.


Cемейство Гаскелл (слева направо): отец, сестра Мина, мать, сестры Грета, Ида, Соня и Рахиль. Фотограф неизвестен. Коллекция Театрального Института Нидерландов)


В этом возрасте Соня приобщилась к сионистскому движению, поскольку (по её словам), семья всегда страдала от антисемитизма. После революции 1917-го года положение семьи ухудшилось. По словам сестры Иды годы спустя: "В той гимназии для нас, евреев, был numerus clausus ("количественное ограничение"). Также мы не могли переселяться без специального разрешения. В гимназии на каждом шагу мы слышали "грязный еврей", мы были этим пропитаны и надеялись, что с приходом Революции это закончится. Но когда революция добралась туда, нас вдруг объявили буржуазией. В нашем доме было фортепиано, и мать была непрофессиональной пианисткой. Рояль стал признаком богатства, и тот, кто владел им, был произведен в разряд буржуазии и объявлен изгоем. С тех пор это перестало быть только еврейским вопросом, и мы больше не чувствовали себя в безопасности. Как сказал Солженицын: "Они арестовывали интеллектуалов только потому, что они были интеллектуальны" (цитата из книги Сони Гаскелл "Верь в то, что танцуешь" издательства Conrad van de Weetering и Luuk Utrecht (Zutphen, 1977).


Бахмутская еврейка Соня Гаскелл - родоначальница голландской балетной школы

Группа сионистов во главе с Селигом Рифкиндом (слева, сидит). Вторая справа, сидит, с белым воротником: Соня Гаскелл. Фотограф неизвестен. Коллекция Архива Эйн Харод, Израиль

 


Когда Красная Армия захватила Бахмут, была организована городская управа. Так как многие чиновники бежали, для работ в конторах набирались учащиеся средних школ.  15-летней Соне пришлось служить секретарем коменданта в городе, который также писал передовые статьи в местную газету. Но так как грамотность у красного командира хромала, что называется, на обе ноги, то писала передовицы и корректировала газету именно будущая звезда голландского балета. 

В 1918 году было провозглашено Литовское государство, и многие евреи решили вернуться на родину. В их числе и Гаскеллы. Но не Соня. Несмотря на то, что она была очень юной (15 лет), она точно знала, чего хочет. В 1919 году она присоединилась к группе еврейских беженцев, направляющихся в Палестину. Это была группа во главе с Селигом Рифкиндом, которого она знала на тот момент около 2 лет. Селиг родился в 1900 году в Бахмуте. Он был членом молодежной группы сионистов и приговорен к тюремному заключению. Но ему удалось бежать. Он стал работать с еврейской молодежью из Восточной Европы, которая прибывала в Россию в качестве беженцев. Именно таким образом он и познакомился с Соней. Они получили необходимые документы и фальшивые паспорта и отправились в путь, который состоял из нескольких этапов. В Смоленске и Ярцево, например, чтобы раздобыть средства к пропитанию, они пилили дрова и носили воду. В Литве они, видимо, отправились в Ковно (ныне Каунас, в 1919-1939 годах - столица Литовской республики). Со слов Амалии Адар, падчерицы Рифкинда, там собиралось много групп, которые ожидали транспорта (железнодорожного или водного) для отправки в Палестину. В целом ожидание продлилось около года. На одной из железнодорожных станций Сонины вещи были украдены, в том числе и диплом об окончании гимназии в Бахмуте.

 

Селиг Рифкинд прибыл в Палестину в 1921 году. Вполне вероятно, что тогда же прибыла туда и Соня. Соня всегда рассказывала, что жила в кибуце Эйн Харод. По словам Иды, ее сестры, Соне приходилось там "работать в нечеловеческих условиях". Они должны были осушать болота, прокладывать дороги, соорудить кладбище, и все это в абсолютно ужасных условиях.

В кибуце Эйн Харод Соня встретила своего будущего мужа, философа и математика Авраама Соломона Голденсона; они поженились в 1923 году. Однако документальных подтверждений пребывания Голденсона в числе членов кибуца не найдено. Согласно свидетельству падчерицы Селига Рифкинда, Соня не могла реализовать себя в Палестине. Она скучала по искусству и культуре городской жизни. Голденсон и Гаскелл, вероятно, покинули Палестину в 1923 году на грузовом судне, направлявшемся в Марсель, а затем перебрались в Париж. Там она увлеклась танцами. Для того, чтобы зарабатывать деньги, она выступала в ночных клубах и кабаре. Она также брала уроки балета у знаменитостей, таких как Любовь Егорова, бывшая танцовщица Мариинского балета, и Лео Стаатса, балетмейстера Парижской оперы. Соня была принята в круг художников и хореографов, связанных с русским балетом. Она работала очень тяжело, в 1936 году развелась с мужем, который, возможно, требовал слишком много внимания к себе, заболела, год провела в санатории и поняла, что её сила заключается не в собственном танце, а в обучении танцоров.


Соня и Рифкинд поддерживали связь на протяжении всей жизни. Рифкинд всегда очень нежно отзывался о Соне. У него была ее фотография, сделанная французским фотографом Албаном, с надписью Сони на русском языке: "Свенде с бесконечной любовью, Соня 8/12/31". С 1955 года Соня каждый год бывала в Израиле и там встречалась с Селигом Рифкиндом. В 1960х годах Рифкинд с женой Ханой посетили Соню в Амстердаме.


Соня Гаскелл и Национальный балет Нидерландов


Соня Гаскелл и Руди ван Данциг - хореографы нидерландского национального балета. Анонс передачи на голландском ТВ.


С 1954 года Соня была художественным руководителем труппы Нидерландский балет, которая в 1961 стала частью Нидерландского Национального Балета. В своих путевых заметках Хана описывала дом Сони на следующий день после премьеры, весь полный цветов. 


 

Афиша балета Сони Гаскелл

 

В честь Сони Гаскелл в Нидерландах названы улицы в 2 городах - в Лейдене и в Алмере: Sonia Gaskellstraat.
Бахмутская еврейка Соня Гаскелл - родоначальница голландской балетной школы
Оскароносная Одри Хепберн, ученица Сони Гаскелл: "Для моей любимой Мадам Сони. Одричка"

 

В Артемовске, городе, в котором Соня Гаскелл провела 6 лет своей жизни и получила образование, о ней не было известно ничего. Даже то, какую из двух женских гимназий она закончила - первую (находилась рядом с нынешним горсоветом) или вторую (ныне ГорОО, ранее ОШ№3). Её имя не увековечено ни в мемориальных досках, ни в названиях улиц. Впрочем, как и многих других знаменитых артемовцев. Той же Ларисы Шепитько, например. Возможно, городская власть задумается над такой несправедливостью?

Максим АБРАМОВ, Дмитрий ЛЮБИМОВ, "Вечерний Бахмут".
При подготовке материала использована информация, предоставленная артемовским городским клубом "Краевед".
рейтинг: 
  • Не нравится
  • +4
  • Нравится
Оставить комментарий
  • Объявления
  • Комментарии