За чей счет планируется этот аттракцион невиданной щедрости и для чего столько денег?
За пять ближайших лет в Бахмуте планируют вложить почти 512 миллионов гривен в городские троллейбусы и связанную с ними инфраструктуру. Это следует из принятой на последней сессии горсовета программы развития горэлектротранспорта. Примечательно, что из 512 миллионов 324 - больше половины - должна выделить городская казна.
На что должны пойти такие деньги? В планах "Бахмутэлектротранса" за 5 лет приобрести 16 новых машин. Потратить на это хотят 133 миллиона гривен, причем местный бюджет будет выступать только в роли источника софинансирования, выделив 10% (13,3 млн) от необходимой суммы. Несложный подсчет дает цифру в 8,3 млн грн за машину. Последние троллейбусы с автономным ходом город покупал по 10 миллионов за один. Впрочем, хотеть не значит мочь: 90% финансирования на приобретение новых троллейбусов планируется получить из "Других источников", проще говоря, этих денег ещё нет. Возможно, это будут средства ГФРР, возможно, ЕИБ, возможно, сумму переполовинят или вообще оставят на бумаге вместе с надеждами горожан на новые машины.
27,7 миллиона гривен в КП "БЭТ" хотят потратить на строительство троллейбусной линии по маршруту №8 "Центр-Опытное", по которому сейчас ездят три машины с автономным ходом. И снова основную финансовую нагрузку будут нести "Другие источники", поэтому гарантировать на 100% выполнение этого уже много лет кочующего из одной программы в другую пункта нельзя. То же самое можно сказать о планах покупки новой машины для ремонта контактной сети вместо имеющейся ещё советского производства.
На что точно потратят деньги? 50 с половиной миллионов будет стоить бюджету содержание уже имеющихся машин (их капитальный и текущий ремонт). 8,5 миллионов потратят на поддержание в рабочем состоянии контактной сети, почти 6 миллионов - на шины и оборудование для ремонта машин. Два миллиона планируют потратить на покупку автобуса, который будет возить сотрудников к месту работы, три миллиона - на новую мойку. Но это не самая большая финансовая нагрузка с учетом того, что речь идет о пятилетнем плане. Почти 238 миллионов гривен местному бюджету будет стоить перевозка льготников (вместе с финансовой поддержкой предприятия). Сравните эту цифру с суммой, необходимой на покупку новых машин (практически полное обновление парка).
Стоит отметить, что из текста программы исчезли мероприятия по внедрению "электронного билета". Оказалось, что электроника и наш менталитет совместимы очень плохо. И если из салона убрать всем мешающего кондуктора, передав функции сбора средств за проезд бездушному компьютеру, то выручка за день падает в разы. Именно так, по словам директора КП "Бахмутэлектротранс" В. Капарунина, произошло в Харькове, где такую систему уже приобрели и внедрили. Оказалось, что совесть - далеко не лучший контролер (во времена СССР фраза "совесть - лучший контролер" была написана едва ли не во всех салонах общественного транспорта, - ред.) и легко блокируется желанием "пропетлять" (сэкономить, как правило, незначительную сумму).
Таким образом, основное развитие бахмутского электротранспорта снова снова почти полностью (на 90%) зависит от того, смогут ли городские власти привлечь финансовый ресурс со стороны. Местный же бюджет может гарантировать только поддержание системы троллейбусных перевозок в рабочем состоянии, без возможности развития и обновления. Как, собственно говоря, и в предыдущие годы.
Зачем тогда принимать программы, не подкрепленные источниками средств - спросите вы? Всё дело в особенностях украинского бюджетного планирования, которое строится на программно-целевом методе. Говоря простым языком, из бюджета никогда не выделят средства на цели, которые не предусмотрены в программах и (может быть) выделят на цели, которые в программы внесены. Поэтому все программы развития у чиновников носят ещё одно название - "хотелки". А уж станут ли хотелки реальностью - зависит от наличия свободных средств в госбюджете и у международных доноров, а также от способностей (и жадности) лоббистов, продвигающих в кабинетах власти те самые хотелки с мест.
влажность: давление: ветер: |