В городском краеведческом музее Бахмута (Артемовска) прошла презентация книги В.Ф. Черепкова "Он ушел на урок", посвященной судьбе ярчайшей творческой личности послевоенного Артемовска - учителя русского языка и литературы Марка Владимировича Габелева.
Стол с книгой и два стула - один для автора, писателя, депутата Верховной Рады двух созывов, исследователя, краеведа, почетного гражданина города Владимира Черепкова, другой - старый и потертый - пуст. На нем висит пиджак. Создается впечатление, что человек ненадолго вышел. И стул, и пиджак - из личных вещей Марка Габелева.
В выставочном зале - коллеги и ученики Марка Владимировича. Его известность выходила далеко за рамки 11-й школы. В 60-70-80-е годы и позже его знал почти весь город. Сотни человек участвовали в его знаменитых "Есенинских чтениях". Марк Габелев был одним из центров культурной жизни Артемовска, при этом оставаясь талантливейшим учителем, любящим мужем и отцом.
"Он учил думать", - рассказывает о своем учителе автор книги. Думать, принимать решение и отвечать за него. На его уроках не было скучно. Он буквально влюблял в свой предмет всех небезразличных. Его энергия, шутки, жестикуляция, определения (иногда не совсем лестные) - всё это создавало тот неповторимый образ человека, безгранично любящего своё дело и достигшего в нем невероятных высот.
Он у каждого свой, собственный - Марк Владимирович Габелев. В том числе и у автора этих строк.
Формат новостного репортажа не дает возможности пересказать все добрые слова, прозвучавшие в этот день о Марке Владимировиче. Их было очень много - почти два часа воспоминаний, стихов, песен. Учителя, работники музея, ученики, местная власть, журналисты, соавторы книги - все вспоминали своего Марка Габелева. 24 июля ему могло бы исполниться 80. Но увы. Он ушел два года назад, вдалеке от родного и так любимого им города, которому посвящал стихи и прозу. Удивительно грамотный, энциклопедически начитанный, но в то же время простой и доступный, он не вписывался в существовавшую тогда систему - и в то же время умел в ней жить, будучи вне её. Жить и пользоваться её преимуществами.
"Трудно преподавать, когда дети не читают", - говорил Марк Габелев, когда "пятая стихия" - деньги - уже вовсю врывалась в нашу жизнь. Деньги меняли людей, меняли память, меняли взаимоотношения, разрывая общество на сверхбогатых и сверхбедных... Стихотворение "Память" посвящено как раз этому.
Себя я помню с даних пор.
Наш довоенный двор...
А где-то там, через забор:
Базар... Собор...
На городской бульвар вели
Ступеньки в ряд...
Там на полметра от земли
Два льва лежат.
Меня водили в детский сад
Сквозь городской бульвар...
Там упирался львиный взгляд
В собор, в базар.
Потом пришла войны беда,
Далёк крутой маршрут
По-детски верил я тогда,
Что город будет жить всегда:
Нас львы спасут.
Вернулись. Мчим по мостовой
Мы мимо серых хат.
Вот и собор, любимый мной,
И львы лежат.
Потом промчалось много лет.
Был юн - стал стар.
Собора нет. И львов тех нет.
Один базар.
Во время массового переименования улиц при декоммунизации идею назвать именем Марка Габелева одну из улиц города почему-то не поддержали. Возможно, его имя захочет взять себе школа, которой он отдал всю свою жизнь. Пока же ни в школе, ни в гороо не нашлось даже места для уникальной библиотеки Марка Габелева. Более 7 тонн и записей книг принял краеведческий музей. После того, как они будут размещены на стеллажах, любой посетитель музея сможет побывать в кабинете Марка Габелева и воспользоваться его книгами.
влажность: давление: ветер: |