Дата 11 января в жизни нашего города имеет особое значение. Именно в этот день в далеком 1942 году в камере №46 на территории нынешнего завода шампанских вин были заживо замурованы 3000 женщин, стариков и детей, вся вина которых перед оккупантами состояла в национальной принадлежности или ином мировоззрении. Большинство из них были евреями. Только в 1946 году камеру вскрыли. То, что открылось взору людей, участвовавших в этом, невозможно описать словами.
Конечно, умирают люди по-разному, кто тихо, кто в муках. Но то, как ушли в мир иной, а точнее в бессмертие эти мирные и ни в чем не повинные люди – умом понять невозможно. Тела были извлечены из камеры, и более двух месяцев шла процедура их опознания. К сожалению, даже на сегодняшний день поименно знают только половину из них. Почти полторы тысячи человек остались неопознанными. Дело в том, что жертвами гитлеровцев стали не только жители Артемовска. На это массовое аутодафе привозили и жителей соседних городов и поселков. Оттого и возникли трудности.
К собравшимся обратился городской голова г. Бахмута А.А. Рева. Он назвал массовую гибель от рук фашистов тысяч мирных граждан одной из самых больших трагедий нашей страны и нашего города в частности. А главной задачей нынешнего и последующих поколений горожан – сохранение памяти о них.
- Война всегда жестока, – сказал в своем выступлении руководитель организации «Хесед Цдака» Хаим Дубров. – Особая жестокость этого преступления в том, что большинство его жертв – женщины и дети. Вторая мировая унесла жизни трети еврейского народа, и более половины населения Европы. Это случилось потому, что в 30-е годы прошлого века человечество не оценило масштаба опасности от зарождающегося фашизма. Пойми тогда люди, чем фашизм им грозит и что несет с собой, прими адекватные меры – и все могло бы быть по-другому.
Свое выступление Хаим Дубров закончил поминальной молитвой, прозвучавшей на иврите.
На траурном митинге выступила и директор Бахмутского городского краеведческого музея Е.А. Смирнова.
- В этом скорбном месте, - сказала она, - сейчас присутствуют не только виртуальные понятия – горе, смерть, память… Есть и вполне реальные доказательства того зверского преступления. Стена, которой закрыт вход в камеру № 46, источает влагу. Это слезы тех невинных людей, которые окончили свой земной путь здесь в нечеловеческих мучениях. Жаль, что половина из них так и остались безымянными. Память тогда имеет смысл, когда помнят не просто погибших, а помнят каждого поименно.
Е.А. Смирнова поблагодарила тех, кто ухаживает за этим скорбным памятником под землей, кто обеспечивает доступ к нему, кто приходит сюда пусть и раз в год почтить память погибших и оплакать их горькую судьбу. Она также отметила, что в городе есть еще одно место, напрямую связанное с этим преступлением гитлеровцев. Это здание бывшего окружного суда, в подвалах которого эти люди провели последние дни перед своей смертью.
Работники музея вместе с волонтерами обследовали эти подвалы. Собрали там камешки, которые, возможно, были последними свидетелями земной жизни несчастных людей. Сегодня эти камешки были положены вместе с цветами к «стене плача» в память о жертвах, упокоившихся за ней много лет назад.
В митинге и возложении цветов приняли участие председатель Совета ОО ГД «ВМЕСТЕ», депутат Донецкого областного совета, Генеральный директор ЧАО «Вистек» О.С. Дадашов и член Совета организации В.И. Величко.
влажность: давление: ветер: |