В последние несколько месяцев возросло количество случаев мошенничества, в которых злоумышленники похищают деньги с банковского счета клиента путем подмены сим-карты финансового телефона. Об этом "Вечернему Бахмуту" рассказали в городском отделе полиции.
Так, недавно жительница Часова Яра, номер мобильного телефона которой «привязан» к банковской карте, потеряла со своего счета более 1700 гривен. Женщина объяснила правоохранителям, что после разговора с «сотрудником банка» в ее телефоне пропала связь, она никому не могла позвонить. Обратившись в сервисный центр мобильной связи, потерпевшая выяснила, что ее сим-карта перевыпущена. Позже женщина обнаружила снятие средств с банковского счета.
Как мошенники это делают? Законодательство Украины не обязывает операторов мобильной связи привязывать номера телефонов частных абонентов к документам, подтверждающим их личность. Соответственно, тут таится самая большая угроза «потерять» свой номер телефона, а с ним и все сбережения/кредитный лимит на своих картах.
Если номер телефона приобретён как «стартовый пакет» (таких в Украине большинство), то никаких данных о владельце в базу оператора не заносится. А вот когда у человека, к примеру, украли телефон, или он его потерял, чтобы восстановить доступ к своему номеру, потребуется персонификация. Для восстановления номера обычно нужно ответить на несколько вопросов, в числе которых "На какую сумму и когда Вы в последний раз пополняли свой номер?", "Какой номер (номера) Вы наиболее часто набирали в последнее время?".
Как же действуют мошенники? У таких людей, как правило, есть знакомые в салонах операторов мобильной связи. На своих служебных компьютерах они могут посмотреть информацию по абсолютно любому номеру телефона оператора, в том числе, суммы и даты последних пополнений. С набираемым номером всё немного сложнее. Детализированный отчёт о совершённых и принятых звонках оператор даёт только после персонификации и по заявке. Мошенники делают очень просто. Звонят несколько раз по номеру телефона, вынуждая человека перезвонить, а потом либо не берут трубку, либо берут и говорят, что ошиблись номером, но несколько звонков на один и тот же номер уже зарегистрировано, и нужные данные у мошенников есть.
Есть и другие способы получения двух-трех заветных номеров, по которым можно присвоить себе телефонный номер жертвы. Например, жертве приходит смс-сообщение "Вы выиграли приз, для получения перезвоните по номерам, указанным ниже". Трубку при звонке никто не возьмет, а система биллинга зафиксирует звонки на нужные номера. Есть еще один способ, которым часто пользуется мошенники при обмане продавцов в интернете. Мошенник просит сообщить два номера близких людей, на случай, если возникнут проблемы с отправкой товара. Здесь делается расчет на то, что жертва звонит по этим номерам наиболее часто.
После этого абсолютно "левый" человек идёт в ближайший сервис-центр оператора, заполняет все данные мини-опросника, и получает на руки «свою» сим-карту, с финансовым номером потенциальной жертвы.
Далее путём нехитрых операций, зная основные данные жертвы (имя, фамилию, возраст, домашний адрес), и имея на руках финансовый телефон, то есть привязанный к платёжным системам банка, выполняется вход в систему клиент-банк, и оттуда уже за менее чем минуту деньги уводятся на счета мошенников. Жертва же, как правило, еще долго находится в неведении, и думает, что ей просто никто не звонит. На самом же деле человек лишается всех денег, которые были на его банковских счетах.
Запомните, что только осмотрительность и бдительность могут уберечь вас от неприятных неожиданностей:
- персонифицируйте свой номер, то есть посетите сервисный центр оператора, покажите паспорт и привяжите свои данные к номеру телефона. Тогда мошенникам будет гораздо сложнее заменить симку, им надо будет пользоваться услугами только хорошо знакомых сотрудников, которые не потребуют паспорта для восстановления номера, что даже в случае удачной аферы, поможет раскрыть преступление в максимально короткие сроки;
- не сообщайте незнакомым людям свои личные данные, номера телефонов, а также номера и коды банковских карт;
- не привязывайте свой финансовый телефон к страницам в соцсетях;
- а лучше - имейте отдельный номер телефона для финансовых операций, который больше нигде не используется.
влажность: давление: ветер: |