Прошло 35 лет с того дня, когда нашу страну облетела страшная весть об аварии на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Тогда практически никто, разве что за исключением специалистов-атомщиков, не понимал, какие последствия это событие повлечет за собой. Но уже с первых дней руководство Советского Союза стало предпринимать меры по ликвидации последствий взрыва. А значит, с первых дней туда стали отправлять людей – специалистов различных специальностей, гражданских и военных.
Сегодня мы о чернобыльской катастрофе знаем многое, как и о ее последствиях. Знаем, что «ликвидаторы», работавшие там в первые месяцы и позже, получили предельные дозы облучения, утратили здоровья, а то и жизни. Среди участников ликвидации последствий – немало наших земляков и сегодня живущих рядом с нами.
Одна из них – Светлана Васильевна Чумак. Она была направлена на ЧАЭС в первых числах мая 1986 года, то есть в самое трудное и опасное время. Тогда она работала операционной медицинской сестрой во 2-о горбольнице г. Артемовска. В составе группы медицинских работников она стала работать медсестрой в Припяти. Оказывали медицинскую помощь как ликвидаторам, так и местному населению, которое к тому времени не успели эвакуировать. Ее чернобыльский срок – всего месяц. Но за это время Светлана Васильевна успела познать не только адский труд медиков в «зоне», но и получить предельно допустимую дозу радиоактивного облучения.
Сегодня эта пожилая женщина с трудом передвигается по квартире, имеет множество проблем со здоровьем. И только недавно ей была назначена чернобыльская пенсия. До этого она получала обычную пенсию по возрасту. Председатель ОО ГД «ВМЕСТЕ» А.Г. Шинкаренко, исполнительный директор организации В.И. Величко и член правления городской организации ликвидаторов-чернобыльцев полковник в отставке Г.В. Соловьев пожелали Светлане Васильевне Чумак здоровья и вручили небольшие подарки.
Петр Константинович Пономаренко в 1986 году работал плотником на Артемовском хлебокомбинате. В октябре этого года его, как рядового запаса военкомат направил на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. Службу он проходит в составе 25-ой отдельной бригады химзащиты. То есть занимался обеззараживанием техники, инвентаря и собственно, самих «ликвидаторов». 40 дней его пребывания в «зоне» - это адский труд, опасный и изнуряющий, результатом которого стала потеря здоровья, приведшая ко II-й группе инвалидности. Сегодня Петр Константинович практически не выходит из дома, передвигается на инвалидной коляске. Отдушиной в его нелегкой жизни стали забота жены Любовь Семеновны, двое взрослых детей и пятеро внуков.
И Светлана Васильевна и Петр Константинович – всего лишь два человека, жизнь которых Чернобыль разделил на «до» и «после». Но «ликвидаторов-чернобыльцев» в нашем городе гораздо больше. Было бы очень хорошо, если на их проблемы наше государство обращало больше внимания и не оставляло их один на один с их решением.
Затем руководители общественной организации «Гражданское движение «ВМЕСТЕ» возложили цветы к памятному Знаку «Колокол Чернобыля», что на бульваре Металлургов, отдав таким образом дань памяти ушедшим из жизни «ликвидаторам» и дань уважения ныне живущим.
В завершение хотелось бы привести отрывок из вышедшей в 2016 году в Артемовске книги воспоминаний артемовцев- «ликвидаторов» «Быль и боль Чернобыля».
«Сегодня Чернобыль – уже история. Прошло 30 лет (сегодня 35 лет) с тех трагических и героических событий. Беспечность и непрофессионализм одних людей, приведших станцию к катастрофе, компенсировался героизмом других. В чем же главный урок Чернобыля? Главный урок - это ощущение хрупкости человеческой жизни, ее незащищенность и уязвимость. Чернобыль стал демонстрацией могущества и одновременно бессилия человека. И предостережением: не упивайся своим могуществом, человек. Ибо ты – причина, но ты и следствие. А те, рассеченные радиацией нити хромосом, убитые или изуродованные гены уже ушли в будущее.»
влажность: давление: ветер: |