Этой заметкой портал «Вечерний Бахмут» начинает цикл материалов под общим названием «Неизвестное об известном». Мы годами, десятилетиями ходим и ездим по улицам нашего родного города, не обращая внимания на дома, улицы, площади, памятники архитектуры. А между тем каждый дом, каждая улица Артемовска – это его прошлое, его неповторимый облик, шарм, благодаря которому старинный Бахмут-Артемовск отличается от стандартных застроек более молодых городов. Иногда оказывается, что давно знакомый и примелькавшийся дом, завод, район имеет свою, ни на что не похожую историю. Иногда очень интересную. О таких объектах давних и не очень времен мы и будем рассказывать. А начнем мы с экскурса в не такое уж далекое прошлое.
Мало кто из нынешнего среднего поколения, не говоря уже о молодежи, знает, что в Артемовске долгое время был самый настоящий аэродром. С пассажирскими рейсами и бетонной взлетно-посадочной полосой.
Вот что пишет газета «Вперед»:
Когда началась война, из Константиновки на аэродром аэроклуба перелетела эскадрилья истребителей И-16. Это было очень кстати, так как в небе над Артемовском стали появляться немецкие самолеты. Чтобы противостоять им, с нашего аэродрома в небо поднималось звено дежурных советских истребителей … В конце сентября 1941 года в Артемовск перелетело большое количество самолетов У-2. Эта группа вскоре улетела в одно из сел Оренбургской области.
Самолет У-2
Самолет И-16
Однако на кадре немецкой аэрофотосъемки от 25 сентября 1941-го года (есть в фотогалерее нашего портала, там же есть ссылка на изображение в большом разрешении) на указанном в газете месте аэродром не просматривается. А вот на кадре немецкой же аэрофотосъемки от 26 сентября, но уже 1943-го (сравнивая два снимка, видно, как сильно был разрушен город), аэродром обозначен жирно обведенным квадратом. Это полевой грунтовый аэродром, его размеры – 800 на 1000м. Вряд ли немцы построили «с нуля» аэродром на новом месте, скорее всего, они использовали захваченный советский аэродром. Видно, что аэродром находится слева от дороги на Красное село.
Немецкая аэрофотосъемка Артемовска. Сентябрь 1941 г.
Немецкая аэрофотосъемка Артемовска. Сентябрь 1943 г.
Упоминается Артемовский аэродром и в материалах газеты «События»:
В военных мемуарах Артемовский аэродром тоже упоминается довольно часто.
Емельяненко Василий Борисович
Под самолетами подвешены выливные приборы с гранулированным фосфором. Чтобы поджечь самолеты противника, приборы эти нужно открыть на очень малой высоте, иначе огненный дождь погаснет, не достигнув земли: фосфорные шарики при падении быстро сгорают в воздухе.
Перед самым холмом чуть подбираю ручку, и перегруженный штурмовик плавно идет вверх. Все шире панорама, и вдруг взору открываются стоящие в два ряда бомбардировщики. Почти прямо по курсу. Значит, вывел группу на цель!
Сейчас атака... Начал опускать нос штурмовика, и тут что-то оглушительно хлопнуло, самолет тряхнуло, он резко накренился. В правом крыле зияет дыра. А руки и ноги действуют рефлекторно. Крен убран, штурмовик продолжает послушно снижаться. Перебоев в моторе не слышу. Впился глазами в наплывающий на сетку прицела бомбардировщик с крестами. Из-под крыльев моего штурмовика рванулись к нему «эрэсы». Заработали пушки и пулеметы. Очередь, вторая, бомбардировщик вспыхнул. А земля уже близко. Вывод из пикирования, нажатие на кнопку, мгновенный взгляд назад. Мои ведомые несутся с огненными хвостами горящего фосфора, словно сами пылают. Белый дым окутал стоянки самолетов...
Впереди, где кончается аэродром, стеной стоят высокие сосны. Капот моего штурмовика ниже их вершин. Делаю «горку», и тут же снарядом ударило по мотору, в лицо, как из пульверизатора, полетели водяные брызги. Сбавил обороты, чтобы не перегружать поврежденный двигатель, скорость резко уменьшилась. Мои ведомые один за другим проскочили вперед, и вскоре я потерял их из виду.
Стрелка давления масла медленно двигалась к нулевой отметке, а температура воды неумолимо росла: повреждены маслопровод и система охлаждения. Мотор скоро заглохнет, а лететь до линии фронта более пяти минут... Пока мотор кое-как еще тянул, я набрал немножко высоты, чтобы можно было спланировать на подходящее место, когда двигатель откажет. Лобовое бронестекло помутнело, впереди ничего не видно. Очки забрызгало маслом, сдвинул их на лоб. Смотрю через открытую боковую форточку, от потока воздуха слезятся глаза.
… Асфальтированное шоссе у Артемовска спускается в глубокий овраг, а потом круто извивается вверх.
Преодолев подъем, я съехал на обочину. Хоть прошло с тех пор почти тридцать лет, мне все же показалось, что позади остался знакомый овраг, а справа от дороги тот самый холм, к которому мы подлетали бреющим, чтобы внезапно выскочить на вражеский аэродром. Я вышел из машины, вынул карту, компас: то самое место, где я начал делать «горку» перед атакой...
— Ну, поехали дальше! — звали меня из машины.
А я все никак не мог уйти.
Стоял, вспоминал...
"В военном воздухе суровом"
Или вот: Сивков Григорий Флегонтович
— Фрицы нас ожидают с юга, а мы зайдем с севера. Остальное: все как и в прежние два вылета.
Решение комэска правильное. Тактика боя не терпит шаблона. Только мы не учли одного: высокие заводские трубы в северной части города. Пришлось подняться выше труб. Нас, конечно, сразу обнаружили вражеские зенитчики.
Мы еще не вышли на цель, как уже появились трассы «эрликонов». Огонь был сосредоточен по самолету ведущего.
Комэск быстрым маневром уходит из-под огня зенитки. Он у самой цели. И вдруг попадает в перекрестие нескольких огненных трасс. Его самолет загорается от прямого попадания снарядов. Пламя сбить не возможно: мала высота. Выпрыгнуть с парашютом тоже нельзя, да еще на чужой территории — это плен. И капитан Васильев направляет объятый пламенем штурмовик в гущу самолетов противника.
Я вижу слева внизу столб огня. Горящие обломки самолетов огненными клочьями катятся вдоль стоянки. Я был так поражен геройской гибелью своего командира, что упустил момент сбрасывания бомб.
Ошеломленные товарищи тоже замешкались на мгновение. Они тоже видели, как, не колеблясь, отдал свою жизнь за Родину ее отважный сын Вениамин Федорович Васильев, повторивший подвиг Гастелло.
Очнувшись от мгновенного оцепенения и поняв смысл происшедшего, ребята пришли в страшную ярость. Всю мощь своих пушек они обрушили на зенитную батарею, не обращая внимания на смертоносные трассы «эрликонов».
Огонь вражеских зениток заметно ослабел. Со второго захода мы сбросили бомбы и со снижением до нескольких метров ушли домой, унося с собой очередную горькую весть о гибели своего командира эскадрильи.
"Готовность номер один"
На аэродроме базировалась как истребительная авиация немцев, так и транспортная. Зимой 1942-43 года с аэродрома "Артемовск" осуществлялось снабжение окруженной под Сталинградом 6-й армии Паулюса. После освобождения города аэродром использовался советскими истребителями и штурмовиками. Фронт ушел на запад, и аэродром стал тыловым. После окончания войны на аэродроме в соседнем Краматорске стал базироваться истребительный авиаполк. Бывший же немецкий, а потом советский военный аэродром «Артемовск» перешел в ведение гражданской авиации – пассажирской, сельскохозяйственной, санитарной. На аэродроме в 60-х годах была сделана взлетно-посадочная полоса из железобетонных плит. Садились и взлетали на аэродром, как и раньше, самолеты У-2, ЛИ-2 (советский вариант Дугласа DC-3) и, позднее, Ан-2.
Сельскохозяйственный АН-2
На карте области, выпущенной в 70-х годах прошлого столетия, есть схема внутриобластных авиасообщений. Через Артемовск (с промежуточной посадкой) летал рейс Донецк - Красный Лиман. Из Донецка можно было долететь и до Жданова (Мариуполя), и до Краматорска, и далее по просторам нашей необъятной Родины. К аэродрому ходил автобус, желтый ПАЗик, маршрут №15.
В середине 70-х от пассажирской «малой авиации» в Донбассе отказались. Пассажиропоток упал, в комфортабельном «Икарусе» или на личном «Москвиче» до Донецка можно было добраться за полтора часа при полном отсутствии характерной для низколетящего кукурузника «болтанки». Да и нелётная погода автобусу не страшна. Аэродром остался площадкой для сельскохозяйственной авиации – тех же АН-2, распылявших над полями удобрения и химикаты. Длинная и широкая взлетно-посадочная полоса использовалась начинающими автолюбителями для самостоятельного обучения вождению. Водить отцовский «Москвич» я учился именно там. Окончательно прекратил свое существование аэродром «Артемовск» с распадом СССР. Как, впрочем, и многое другое.
Дорога к бывшему аэродрому (фото С.Сотников)
Когда-то сюда был даже автобусный маршрут (фото С.Сотников)
Остатки ВПП аэродрома "Артемовск" (фото С.Сотников)
Взлетно-посадочная полоса существенно уменьшилась в длине за счет дач и банального воровства плит, заросла травой и теперь по ней тяжело проехать даже на авто, не говоря уже о самолёте. Сегодня о некогда славном авиационном прошлом Артемовска напоминает только стоящий на постаменте в километре от бывшего аэродрома МиГ-17, улица имени Героя Советского Союза, летчика-штурмовика Вольфа Боруховича Корсунского, начинающаяся от этого памятника, да просторечное название соседнего с ним микрорайона – «на самолёте».
Дмитрий ЛЮБИМОВ, Вечерний Бахмут
влажность: давление: ветер: |