Так уж угодно было госпоже истории, что лучшие балетные деятели мира либо родились, либо их корни были связаны с Российской империей или Советским союзом. Анна Павлова, Майя Плисецкая, Михаил Барышников, Вадим Писарев... Этот список можно продолжать и дополнять. Наш старинный Бахмут - Артемовск тоже имеет самое непосредственное отношение к становлению одной из ярчайших звезд мирового балета. Соня Гаскелл, чьё имя здесь малоизвестно, в Голландии известна любому человеку, кто хоть мало-мальски интересуется балетом.
Соня Гаскелл (урожденная Сара Гаскеляйте) родилась 17 апреля 1904 года в городе Вилкавишкис, что на территории нынешней Литвы в семье торговца зерном Соломона Гаскелла и Анны Карновской. В семье было пятеро дочерей; в семье увлекались искусством, и девочки брали уроки игры на фортепиано и бальных танцев. В Бахмут, где была большая еврейская община, они переехали после 1912 года, а вероятнее всего, в начале 1-й Мировой войны, в 1914-м. Тут она поступила в женскую гимназию, которую закончила в 15 лет. Тогда Соня хотела стать писателем.
Cемейство Гаскелл (слева направо): отец, сестра Мина, мать, сестры Грета, Ида, Соня и Рахиль. Фотограф неизвестен. Коллекция Театрального Института Нидерландов)
В этом возрасте Соня приобщилась к сионистскому движению, поскольку (по её словам), семья всегда страдала от антисемитизма. После революции 1917-го года положение семьи ухудшилось. По словам сестры Иды годы спустя: "В той гимназии для нас, евреев, был numerus clausus ("количественное ограничение"). Также мы не могли переселяться без специального разрешения. В гимназии на каждом шагу мы слышали "грязный еврей", мы были этим пропитаны и надеялись, что с приходом Революции это закончится. Но когда революция добралась туда, нас вдруг объявили буржуазией. В нашем доме было фортепиано, и мать была непрофессиональной пианисткой. Рояль стал признаком богатства, и тот, кто владел им, был произведен в разряд буржуазии и объявлен изгоем. С тех пор это перестало быть только еврейским вопросом, и мы больше не чувствовали себя в безопасности. Как сказал Солженицын: "Они арестовывали интеллектуалов только потому, что они были интеллектуальны" (цитата из книги Сони Гаскелл "Верь в то, что танцуешь" издательства Conrad van de Weetering и Luuk Utrecht (Zutphen, 1977).
Группа сионистов во главе с Селигом Рифкиндом (слева, сидит). Вторая справа, сидит, с белым воротником: Соня Гаскелл. Фотограф неизвестен. Коллекция Архива Эйн Харод, Израиль
Когда Красная Армия захватила Бахмут, была организована городская управа. Так как многие чиновники бежали, для работ в конторах набирались учащиеся средних школ. 15-летней Соне пришлось служить секретарем коменданта в городе, который также писал передовые статьи в местную газету. Но так как грамотность у красного командира хромала, что называется, на обе ноги, то писала передовицы и корректировала газету именно будущая звезда голландского балета.
В 1918 году было провозглашено Литовское государство, и многие евреи решили вернуться на родину. В их числе и Гаскеллы. Но не Соня. Несмотря на то, что она была очень юной (15 лет), она точно знала, чего хочет. В 1919 году она присоединилась к группе еврейских беженцев, направляющихся в Палестину. Это была группа во главе с Селигом Рифкиндом, которого она знала на тот момент около 2 лет. Селиг родился в 1900 году в Бахмуте. Он был членом молодежной группы сионистов и приговорен к тюремному заключению. Но ему удалось бежать. Он стал работать с еврейской молодежью из Восточной Европы, которая прибывала в Россию в качестве беженцев. Именно таким образом он и познакомился с Соней. Они получили необходимые документы и фальшивые паспорта и отправились в путь, который состоял из нескольких этапов. В Смоленске и Ярцево, например, чтобы раздобыть средства к пропитанию, они пилили дрова и носили воду. В Литве они, видимо, отправились в Ковно (ныне Каунас, в 1919-1939 годах - столица Литовской республики). Со слов Амалии Адар, падчерицы Рифкинда, там собиралось много групп, которые ожидали транспорта (железнодорожного или водного) для отправки в Палестину. В целом ожидание продлилось около года. На одной из железнодорожных станций Сонины вещи были украдены, в том числе и диплом об окончании гимназии в Бахмуте.
Селиг Рифкинд прибыл в Палестину в 1921 году. Вполне вероятно, что тогда же прибыла туда и Соня. Соня всегда рассказывала, что жила в кибуце Эйн Харод. По словам Иды, ее сестры, Соне приходилось там "работать в нечеловеческих условиях". Они должны были осушать болота, прокладывать дороги, соорудить кладбище, и все это в абсолютно ужасных условиях.
В кибуце Эйн Харод Соня встретила своего будущего мужа, философа и математика Авраама Соломона Голденсона; они поженились в 1923 году. Однако документальных подтверждений пребывания Голденсона в числе членов кибуца не найдено. Согласно свидетельству падчерицы Селига Рифкинда, Соня не могла реализовать себя в Палестине. Она скучала по искусству и культуре городской жизни. Голденсон и Гаскелл, вероятно, покинули Палестину в 1923 году на грузовом судне, направлявшемся в Марсель, а затем перебрались в Париж. Там она увлеклась танцами. Для того, чтобы зарабатывать деньги, она выступала в ночных клубах и кабаре. Она также брала уроки балета у знаменитостей, таких как Любовь Егорова, бывшая танцовщица Мариинского балета, и Лео Стаатса, балетмейстера Парижской оперы. Соня была принята в круг художников и хореографов, связанных с русским балетом. Она работала очень тяжело, в 1936 году развелась с мужем, который, возможно, требовал слишком много внимания к себе, заболела, год провела в санатории и поняла, что её сила заключается не в собственном танце, а в обучении танцоров.
Соня и Рифкинд поддерживали связь на протяжении всей жизни. Рифкинд всегда очень нежно отзывался о Соне. У него была ее фотография, сделанная французским фотографом Албаном, с надписью Сони на русском языке: "Свенде с бесконечной любовью, Соня 8/12/31". С 1955 года Соня каждый год бывала в Израиле и там встречалась с Селигом Рифкиндом. В 1960х годах Рифкинд с женой Ханой посетили Соню в Амстердаме.
Соня Гаскелл и Национальный балет Нидерландов
Соня Гаскелл и Руди ван Данциг - хореографы нидерландского национального балета. Анонс передачи на голландском ТВ.
С 1954 года Соня была художественным руководителем труппы Нидерландский балет, которая в 1961 стала частью Нидерландского Национального Балета. В своих путевых заметках Хана описывала дом Сони на следующий день после премьеры, весь полный цветов.
влажность: давление: ветер: |