Не дай вам Бог, дорогой читатель, записать к себе в должники своего же работодателя! Головной боли не оберетесь. Спросите вон у людей бывалых, чем заканчиваются подобные «эксперименты», – они расскажут.
Возьмите, к примеру, бывших работников деревообрабатывающего комбината. Им зарплату не платили, а они все равно работали, надеясь, что работодатель все-таки с ними рассчитается. А потом – трах-бах! Срок трудового договора истек, рабочих уволили, но зарплату так и не выплатили. Нет, суд, конечно же, встал на их сторону, и бывшие ДОКовцы даже получили на руки судебные решения о взыскании с комбината причитающейся им суммы. Но денег так и не увидели.
Зато им стали приходить уведомления из исполнительной службы – о том, что продать имущество комбината-должника никак не представится возможным – никто не покупает. Следовательно, выручить наличные деньги, чтобы рассчитаться с рабочими, никак не получается. Зато рабочие могут – на основании Закона Украины «Об исполнительном производстве» – оставить это никак не желающее продаваться имущество за собой. Надо только успеть заявить об этом в пятнадцатидневный срок.
Получив очередное уведомление о том, что старый (2005-го года выпуска) «Запорожец» вместе с отметившими свое двадцатилетие грузовым автокраном и самосвалом не нашли покупателей, бывшие рабочие ДОКа возмутились. Мол, до каких же пор над ними будут издеваться, присылая «такие отписочки»? Зачем тратить бумагу и время исполнительной службы? Может, хватит уже над ними смеяться? Но главный государственный исполнитель Елена Сидоренко заверила: это серьезно! Исполнительная служба просто обязана предложить взыскателям оставить за собой неликвидированное имущество должника.
Ну, не абсурдно ли предлагать сидящим без копейки работягам какое-то старье на колесах, которое – судя по дате выпуска – годится больше в металлолом? Да как они вообще станут его продавать? На базар, что ли, эту рухлядь потащат?
Елена Сидоренко согласилась: все это, может, и несколько абсурдно, но ведь закон есть закон! И во многих случаях такая схема очень даже устраивает и должника, и кредитора. Ну, а когда взыскателей много – как в случае с рабочими ДОКа – то все, конечно, сложнее.
- Тем не менее, - добавила Елена Викторовна, - для рабочих это все-таки шанс получить свои деньги. И за этот шанс надо цепляться, ведь ДОК того и гляди станет банкротом.
Впрочем, заявлять о своих правах на старый автокран с самосвалом уже поздно. Да никто из рабочих, похоже, и не собирался этого делать, они уже давно на все это рукой махнули: дескать, Бог вам всем судья. Одного они понять не могут: задолжай человек, например, за воду – его тут же в суд потащат, всю душу вытрясут. А если кто рабочему зарплату должен, то вроде так и надо.
Вот поэтому я и говорю: не дай Бог вам стать кредитором того, на кого работаете.
Елена Тихонова,
СОБЫТИЯ