Периодически, при каждом удобном случае (а их в последнее время стало довольно много) на артемовском городском форуме возобновляется дискуссия по вопросу «почему качество водоснабжения в Артемовске далеко от той цены, которую платит население». Дискуссия получается весьма эмоциональной, причем зачастую авторы не особо стесняются в выражениях. В качестве возможных вариантов решения проблемы называют и передачу сетей обратно предприятию «Компания «Вода Донбасса», и просто требуют «разогнать всех бездельников». Автор попытался самостоятельно ответить на извечный вопрос русской литературы «что делать?», используя открытые источники информации.
Вода в город подается из двух источников: канала «Северский Донец – Донбасс» и подземных водозаборов, к которым относятся Красносельский и Клещеевский водозаборы. Ранее все водоканалы области были объединены в областную коммунальную структуру «Донецкоблводоканал», которая была монополистом на рынке водоснабжения Донецкой области до 2008 г. В конце 2007 г. решением областного Совета предприятие «Донецкоблводоканал» прекращает своё существование, а его составляющие – разрозненные местные водоканалы – в начале 2008 г. передаются в подчинение бывшему ГПП «Укрпромводчермет», которое к тому моменту из государственной формы собственности и подчинения министерству промышленной политики было передано в областную коммунальную собственность, подчинено областному совету, и стало называться КП «Компания «Вода Донбасса». К нему теперь относятся ряд водоканалов области и канал «Северский Донец – Донбасс» – сложнейшее гидротехническое сооружение, построенное более полувека назад и последний раз реконструировавшееся в 1979 году. Естественно, коммуникации устарели, а на их замену нужны миллиарды гривен. Тем не менее, и это неоспоримый факт, за всю историю этого предприятия Донбасс не знал крупных ЧП, связанных с водоснабжением.
Зачем артемовский водоканал был оторван от «материнской» структуры и выделен в отдельное предприятие? Говоря простым языком, чтобы новое предприятие могло не только ставить «заплатки» и забивать чопики в насквозь прогнившие трубы, поддерживая систему в работающем состоянии, но и менять коммуникации на современные пластиковые водоводы, строить новые водозаборы, обеспечивать круглосуточную подачу воды во все районы города. Для этой благой цели были необходимы миллионы гривен, которых не было в городской казне. Поэтому предприятие передали в концессию инвестору - московскому НИИ КВОВ, предварительно введя в тариф на воду так называемую «инвестиционную составляющую», которая сделала артемовскую воду одной из самых дорогих в Украине. Что такое «инвестиционная составляющая» - это ценовая надбавка, которая должна компенсировать вложенные средства инвестора.
Что было дальше – мы все хорошо помним. Концессионеры не спешили вкладывать обещанные деньги, городская власть инициировала расторжение концессии и выиграла последовательно во всех судебных инстанциях. Сети водоснабжения вернулись обратно в КП «Бахмут-Вода», но при этом тариф на воду остался прежним. Инвестиционная составляющая осталась в составе тарифа на воду, несмотря на то, что инвестора, как такового, уже нет.
Этот факт вызывал и продолжает вызывать бурю негативных эмоций у простых граждан. Мол, как это так, в соседних городах и проблем с водой нет, и тариф меньше в полтора-два раза. Тут же предлагается простое решение: а давайте-ка обратно отдадим сети в КП «Компания «Вода Донбасса» и будем с дешевой водой! Артемовский градоначальник категорически против такого развития событий: «Это смешно! Только те, кто в этом не разбирается, об этом рассуждают. «Вода Донбасса», к сожалению, это очень энергоемкое предприятие, которое включает часть муниципальных водоканалов области и канал «Северский Донец». У них денег хватает на выплату заработной платы и оплату 50% электроэнергии – и все. Они однозначно не смогут инвестировать деньги в артемовский водоканал», - говорит Алексей Рева.
Ближе к парламентским выборам появилась и цифра предполагаемых затрат. Восстановление водоканала обещает влететь в копеечку – по оценкам Сергея Клюева, необходимо около 200 миллионов гривен инвестиций. Это заоблачная для городского бюджета сумма. О том, что таких денег у КП «Компания «Вода Донбасса» тоже нет, говорит и генеральный директор Вадим Котов, в своем интервью газете «Донецкие Новости»:
даже 100%-я оплата услуг потребителями не позволяет предприятию быть прибыльным. Это связано с тем, что компания оказывает услуги по убыточным тарифам, рассчитанным еще в 2008 году. Даже тогда уровень возмещения затрат составлял 75%, и за 5 лет этот уровень снизился до 43%... Кроме того, в тарифах на услуги для населения отсутствует прибыль и инвестиционная составляющая. Поэтому оказание услуг водоснабжения и водоотведения для предприятия убыточно даже при полной оплате потребителями этих услуг.
Однако надежда на понижение тарифа пришла совсем с другой стороны. С 1 января 2013 года тарифы на коммунальные услуги начала устанавливать Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики. Теперь, если НКРЭ примет тариф условно меньший, чем установленный в «Бахмут-Воде», то разницу должны компенсировать из госбюджета. В НКРЭ пояснили, что существует два термина: "экономически обоснованный" тариф - это то, каким тариф должен быть; и "тариф к оплате за предоставленную услугу" - это то, сколько платит население. "Сейчас эти две величины не совпадают", - подчеркнули в ведомстве. По состоянию на сегодня, по расчетам Комиссии, в среднем по Украине экономически обоснованная стоимость кубического метра воды для населения - 5,97 гривны; действующая - 3,63 гривны за кубометр, уровень покрытия 60%. Разницу возмещает государство - это государственная политика. Сейчас Комиссией разработаны и внесены в Кабмин постановления, согласно которым именно правительство станет определять уровень, на который будут меняться тарифы, и график этих изменений. Предполагаемый срок введения новых тарифов - 1 января 2015 года.
Конечно, цифра в 5,97 гривен за куб радует глаз простого артемовца, не искушенного в бюрократической казуистике. Но дьявол, как всегда, в деталях – это средняя цена за водоснабжение по Украине. А ведь есть еще и водоотведение - попросту говоря, канализация. Плюс 20% НДС (НКРЭ всегда считает без НДС), и эйфория по поводу возможного снижения цены начинает рассеиваться. А когда она рассеется окончательно, мы опять оказываемся у разбитого корыта, простите, гнилых труб, перед выбором: или «уйти» в КП «Компания «Вода Донбасса», которая, надо отдать должное, мастерски справляется с поддержанием изношенных сетей в рабочем состоянии, и временно получить дешевую воду; или платить по 1 евро за кубометр (фактически, такую же цену, как в Германии), при этом получая украинскую зарплату в 200-300-400 евро, и верить, что вот-вот приедут бравые ребята со спецтехникой, поменяют прогнившие насквозь водоводы на пластиковые, а ежедневный ритуал запасания водой уйдет в прошлое. Но ребята не едут, а водомер исправно насчитывает немецкую цену для украинской воды. Вот если бы он еще и немецкую зарплату насчитывал...
Вполне возможно, что люди с гораздо большим желанием платили по высоким тарифам, если бы видели реальные изменения в сторону улучшения. Однако пока эти изменения мы наблюдаем только в отчетах руководства, а тема «Наш любимый водоканал» остается одной из самых популярных в артемовском сегменте сети интернет. И отзывы в ней, к сожалению, преимущественно негативные.
Дмитрий ЛЮБИМОВ, Вечерний Бахмут