Чему наших детей может научить учитель, который вынужден постоянно искать заработок на стороне? Какое будет качество у таких знаний? Сколько денег придется «раздать» на всякие внеурочные дополнительные курсы? Наверняка такими или подобными вопросами задавался каждый житель Артемовска перед тем, как отправить своё чадо первый раз в первый класс.
Заложенная при Советском Союзе система образования во времена разгула нашего пещерного капитализма столкнулась с целым рядом проблем, быстрое и безболезненное решение которых не представляется возможным.
Главная проблема – изменение системы ценностей. Если при СССР уровень доходов граждан искусственно сглаживался, а наибольшей ценностью считалась полезность «стране, делу партии и великого Ленина», то в независимой Украине наибольшей ценностью стали деньги. Деньги сейчас являются мерилом успешности человека, полезности человека, востребованности его умений, знаний и навыков. Получаешь маленькую зарплату/доход? Значит, либо дурак/неудачник, либо лентяй, без вариантов. Хочешь жить - умей "крутиться". И если для базарных торгашей или мелких предпринимателей такая формула, по большому счету, справедлива, то что же делать учителям, врачам, работникам науки, которые оказались на скудном пайке бюджетного финансирования? Учить, лечить или «крутиться»?
Задайте сами себе вопрос: вы отдадите своего ребенка на обучение к человеку, зарплата которого в два раза меньше европейского пособия по безработице? Насколько удачным, успешным, уверенным в себе и своем будущем будет такой человек, сможет ли он передать вашему ребенку нужные знания или будет просто ходить «отрабатывать» часы, подрабатывая при этом дополнительными занятиями после уроков? Ведь, по большому счету, все эти дополнительные занятия – это когда учитель за родительские деньги дает ученикам то, что должен был за зарплату дать на уроках, но почему-то не дал.
Ответ на вопрос будет простой: вы отдадите своего ребенка такому человеку, в подавляющем большинстве случаев. Потому что больше некому, а стоимость обучения в частной школе позволят себе лишь единицы из общего числа родителей. Результат? Посмотрите на улицу.
К чему я это всё? Сегодня информационные агентства распространили новость о том, что в течение 2013 года учителям, преподающим в школах Донецкой области, повысят заработную плату. В том числе и артемовским. Сообщил об этом на пресс-конференции начальник управления образования и науки Донецкой ОГА Юрий Соловьев. Согласно его информации, в 2013 году запланировано два повышения зарплаты учителям: с 1 января и с 1 декабря. Это значит, что средняя ставка преподавателя будет оплачиваться где-то в 2 тыс. 500 грн. В процентном соотношении за 2013 год зарплата вырастет на 11%. Сотрудники управления образования и науки отметили, что больше трех тысяч рядовой учитель получать точно не будет.
Любое повышение зарплаты учителям, врачам, науке - это, вне всякого сомнения, момент безусловно положительный. Честь и хвала тем, кто понимает важность и необходимость того простого факта, что образование и здравоохранение в стране должны быть качественными, а значит, хорошо оплачиваемыми. Но.
Три тысячи гривен – это менее 300 евро. На эту сумму учитель должен выжить. И не только выжить и прокормить себя и семью, но и научить наших детей разумному, доброму, вечному. Создать интеллектуальный задел для будущего нашей страны. Сможет ли он это всё сделать, если не будет искать заработков на стороне? Много ли молодых и талантливых педагогов будут рваться на такую зарплату? Как будет чувствовать себя учитель на фоне люксового внедорожника, привозящего под школьный порог отпрыска более удачливого сверстника? Или на фоне информации о том, что средняя зарплата рядового школьного учителя в Германии в пересчете на гривны начинается от цифры 35 000 в месяц, пусть и "грязными"?
Ответы, я думаю, очевидны. В дополнение к сказанному – сообщение годовалой давности с артемовского городского форума. Орфография и пунктуация автора сохранены, номер школы закрыт, но может быть легко найден на форуме.
В конце прошлого года мне позвонила стоматолог школы №%% и сообщила, что у моего сына кариес и лечить надо срочно, чтобы не остаться без зубов. На мой вопрос "Вы лечите?" она озвучила даже стоимость материалов, от плохих до очень хороших.
Вспомнив из своего детства школьного дентиста Лялю, вздрогнув опять же, я решила отвести ребенка к своему, проверенному годами, мастеру.
Каково же было мое удивление, перерастающее в шок, когда он не обнаружил ни дырок, ни намеков на них. Оказалось, что я не первая, чьих детей могли подвергнуть стоматологическим испытаниям, опустошая мой кошелек таким образом.
Я знала, что в школах занижают оценки, чтобы родители платили за индивидуальные уроки. Но чтобы сверлили здоровые зубы... это не укладывается в моей голове.А в вашей? Ведь тот самый стоматолог тоже очень-очень хотел быть богатым и успешным.
Дмитрий ЛЮБИМОВ, Вечерний Бахмут