Ну что она в нём нашла? Многие жители Артёмовска, встречая их на улице, возможно, не произносили вслух, но подумывали точно: уж очень нестандартно выглядела эта парочка. Она - всегда одетая «с иголочки» от самой модной городской портнихи, в каких-то немыслимых шляпах и на совершенно сумасшедших шпильках. А он - щупленький, смуглолицый, всегда с тяжеленными сумками в руках. Словом, рыцарь, неотступно следующий за своей Королевой. И только самые близкие чувствовали, что на этих противоположностях более пяти десятков лет держалось счастье Нины и Анатолия Нугаевых: самой известной артёмовской учительницы и простого механика…
Муж нашёлся среди учеников
Послевоенный выпуск в школе №3 имени Артёма был сплошь из «переростков»: ребята и девчата получали аттестат зрелости, будучи уже совершенно не школьного возраста. Кто-то догонял пропущенные из-за эвакуации годы, кто-то сдавал экстерном материал за несколько лет. Нина из учениц сразу перепрыгнула в учительницы: как только поступила на заочное отделение института, стала преподавать в младших классах родной школы.
- Я была лет на семь младше, поэтому помню Нину и ученицей, и учителем. Уже тогда девчонки хотели быть похожими на неё, - вспоминает Алла Беленко, которая потом стала её коллегой и много лет «дружила семьями» с Нугаевыми.
Параллельно Нина Романовна работала в вечерней школе. Там, среди учеников, и нашла себе мужа: Анатолий, который был младше своей учительницы всего на несколько лет, работал на заводе «Победа труда» и одновременно получал среднее образование. Почему он влюбился в эффектную красавицу и умницу, было понятно всем. А вот чем он покорил сердце гордой Ромашки (это прозвище накрепко «приклеилось» с самых первых дней её учительствования), это отдельный разговор…
За тёплой и надёжной стеной
Вопреки недоумению окружающих, которые иногда намекали на то, что, мол, он ей совсем «не пара», Нина вытянула «счастливый билет»: Толик, обожавший её до беспамятства, оказался ещё и отличным хозяином. Он привык быть главным мужчиной в доме: с раннего детства во всём старался помогать маме, которая одна воспитывала его и младшего брата.
В его руках спорилась не только «мужская» домашняя работа, любил он похлопотать и на кухне. Но было одно правило, которому неукоснительно следовали в семье: приготовить мог муж, но вот на семейный стол, красиво и степенно, блюда подавала только Нина.
Подруги Алла Беленко и Нина Нугаева под защитой верного рыцаря Анатолия.
- Помню, как уже в школе №11, где Нина Романовна проработала большую часть жизни, мы праздновали их золотую свадьбу. Никогда не ела ничего вкуснее солёненьких огурцов, сделанных руками Анатолия Михайловича! А как они с Ромашкой танцевали, как пели дуэтом! Как вдохновенно реагировали на наше «Горько!» - говорит Наталья Харитонова, в то время работавшая завучем школы.
Тепло было в их доме. В атмосфере любви купались их дочь Ольга, внуки Галинка и Роман. И все многочисленные ученики, которые то и дело забегали к Ромашке: за книгой, подготовиться к олимпиаде, наверстать упущенное…
Туфельки долетали и на «камчатку»
Однако это не мешало им дышать одним воздухом. Нина Романовна, окончившая русский филфак, даже дома всю жизнь говорила на украинском и преподавала его. Да ещё как преподавала - в Артёмовске не было и, наверное, не будет такой «украинки»! Ромашка была просто одержима своей работой: её уроки, без преувеличения, помнят все, кто хоть раз сидел перед ней за партой.
Эмоциональные монологи Кайдашихи, слушая которые ученики надрывали животы от смеха, или лирические стихотворения, пробирающие до самой глубины души. Театрализованные «Вечорниці» открывали в детях актёрские таланты и прививали любовь к национальным традициям задолго до провозглашения независимости Украины. Сотни её выпускников на всю жизнь запомнили гениальные строчки именно в исполнении Нины Романовны. А некоторые, предпочитавшие прохлаждаться на «камчатке» - пролетающие над головой модельные туфельки: эту легенду об её экспансивных выходках передавали из уст в уста несколько поколений артёмовских школьников.
Единство длиною в жизнь
Ромашка оставалась «в строю» даже после 70… А муж, выйдя на пенсию, ежедневно приносил ей обеды в школу: терпеливо стоял у кабинета, дожидаясь звонка на переменку. Потом караулил, пока она закончит все свои уроки и факультативы: нужно же было донести домой две тяжелейшие авоськи с… тетрадями! Она отдавала должное его золотым рукам, гордилась своим компанейским, любящим пошутить и подискутировать на разные темы мужем. Действительно, Анатолий Михайлович был начитанным человеком - говорил, что при ней он просто не имеет права быть неучем!
Они с мудростью прощали друг другу недостатки: Нина иногда могла даже прикрикнуть на «подобревшего» после слишком тёплого общения с друзьями Анатолия. Но они всегда знали точно, что свою половинку нужно не просто найти, а соединить любовью в единое целое. А это - великая наука длиною в жизнь…
Сначала ушёл он, не дождавшись рождения первого правнука. Неожиданно, присев в кресле после того, как привёл свою Ниночку домой после уроков. Она, казалось, не осознавала этого, а когда поняла - практически потеряла смысл жизни. Не хотела возвращаться домой, где её муж уже не гремел молотком, не желала есть пищу, приготовленную не его руками. Ромашка как-то сразу постарела, теперь уже и новая кофточка была без надобности - «Толя же не увидит». Некоторые опять нашли повод удивиться - надо же, оказывается, она его тоже очень сильно любила!
Он не смог ТАМ быть долго без неё. Она не смогла долго оставаться без него ЗДЕСЬ. Он и на небесах наверняка смотрит влюблёнными глазами, как она, шутя, отплясывает свой любимый канкан, шурша яркими шикарными юбками. Поэтому и этот рассказ не только о замечательной женщине, прекрасной учительнице, настоящей Королеве, но и о Рыцаре, сделавшем её таковой…
По материалам статьи Елизаветы Гончаровой, donbass.ua
Фото из архива Аллы Беленко.
влажность: давление: ветер: |