Звук паровозного гудка, звук, который город не слышал более 30 лет, снова разнесся над Артемовском.
На станцию Артемовск-2 прибыл "Поезд Победы". Эта патриотическая акция проводится по инициативе председателя Донецкой ОГА Андрея Шишацкого к 70-й годовщине освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. "Поезд Победы" представлял собой паровоз, вагон-теплушку, платформу-сцену, платформу с военной техникой и купейный вагон для ветеранов. Вела его едва ли не единственная на Донецкой железной дороге локомотивная бригада паровозников: машинист Николай Долженко и помощник Владимир Граненов.
Так поезда в Артемовске не встречали с 1945-го
С оркестром...
Едет!!!
Всё ближе и ближе...
По прибытии поезда с приветственным словом к ветеранам и собравшимся обратилась секретарь городского совета Светлана Кищенко. За ней выступил ветеран войны, участник штурма Берлина, кавалер орденов Великой Отечественной войны 1-й и 2-й степени, "За мужество", "Трудового Красного знамени", медалей "За взятие Берлина", "За победу над Германией" и других наград Илья Федорович Величко.
В концертной программе прозвучали композиции в исполнении заслуженного академического ансамбля песни и танца Украины "Донбасс" (солист - наш земляк Евгений Васькин), Германа Соковикова, квартета "Свято", Оксаны Пискуновой, Ольги Петух и ансамбля бального танца "Аллегро".
Военная техника была представлена двумя орудиями - 76-мм дивизионной пушкой ЗиС-3 и 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2. Оба орудия принимали участие в боевых действиях на донецкой земле. Теплушка и платформы, несмотря на эмблемы железных дорог СССР, были вполне современными. Понятно, что за 70 лет подвижного состава тех годов не осталось. Поэтому на еще не старый вагон нанесли дату изготовления 1937 год, дату ремонта - 1941-й и отправили в рейс. Зрители, даже весьма отдаленно знакомые с железной дорогой, эту маленькую хитрость понимали сразу.
76-мм ЗиС-3
Агитационный плакат времен войны. Тоже оружие.
57-мм ЗиС-2
А вот паровоз был самым что ни на есть настоящим. Послевоенный, 1955 года постройки, венгерского завода "Маваг", он после ветеранов был вторым главным героем этого дня. Машина серии Э - самой массовой и надежной в мире серии паровозов, выпускавшейся с 1912 по 1957 год(!!!). За 39 лет было построено около 11 тысяч таких машин. Сегодня на ходу остались считанные единицы. В последний раз паровоз своим ходом проезжал по станции Артемовск-2 более 30 лет назад, а при недавнем ремонте станции были полностью демонтированы паровозные колонки.
Очередь желающих сфотографироваться на фоне уникальной (для 21 века) машины была огромной. Даже милиционеры, которые поначалу не разрешали зевакам залазить на паровоз, в конце концов не выдержали и сами с удовольствием позировали на фоне дышащей дымом и паром машины. И детвора, и взрослые были в восторге - это вам не мультяшный "Томас и его друзья". Паровоз Эр 775-07, еще недавно ржавевший в резерве на станции Пологи, был специально восстановлен ко Дню освобождения Донбасса в локомотивном депо Дебальцево. Над ним несколько месяцев подряд трудилась бригада под руководством мастера Николая Приймака. Старый паровоз был перебран буквально по винтикам.
Кабина машиниста
Эти стены видели сотни таких машин. Давно. Очень давно
Ну как тут не удержаться и не залезть?
Это - паровоздушный насос, дедушка современных компрессоров
Когда-то такое зрелище было самым обыденным...
Всё таки насколько современными и совершенными не были бы современные электровозы и тепловозы, почему-то только рядом с паровозом возникает странное впечатление, что это одухотворенное существо. То ли горящий в топке огонь этому причиной, то ли шумное "дыхание" пара... Необычно всё: как будто из старого кино появились огромные (1м 30 см) колеса, котел, топка, тендер с углем и водой. Вот помощник машиниста достает из специального отсека тендера большую масленку и смазывает буксы, вот из трубы валит черный дым при загрузке в топку угля... А когда поезд отправился дальше, в Красный Лиман, окутав стоящих на платформе зрителей клубами белого пара, на лицах ветеранов и старых железнодорожников появились слезы - ведь многие из них уже никогда не увидят вживую символ ушедшей великой эпохи, символ их молодости, машину, во всех смыслах бывшую локомотивом для народного хозяйства некогда огромной страны - паровоз.
Дмитрий Любимов, "Вечерний Бахмут"
Фото: Елена Гавриш, Дмитрий Любимов, Дмитрий Маркин
влажность: давление: ветер: |