В не таком уж и далеком прошлом Куба в сознании тогда еще граждан СССР была романтизирована донельзя. Например, повальное увлечение творчеством Хемингуэя без сомнения увеличивало интерес к стране. Но, как бы некоторые ни пытались сейчас это отрицать, главный интерес был связан, конечно, с Кубинской революцией и ее лидерами - Фиделем Кастро и Эрнесто Че Геварой.
Помнится, как в восьмидесятых познакомился с группой кубинцев, проходивших практику на одном из донецких заводов. Это были очень яркие импульсивные молодые люди, которые резко выделялись на общем фоне неверия в коммунистические идеи в позднем СССР. Не знаю, в чем была причина... Может, у них не было такого разрыва между идеологией и практикой, мечтой и реальностью, как в Союзе. Может, отсутствие родовых имперских болячек и травм уже советской истории делало их такими. Но они реально гордились своей революцией, были уверенны в правильности выбора пути и безоговорочно верили руководству своей страны. Что же касается нашей политической апатии, то в этом они разбираться попросту не хотели, иногда лишь высказываясь на тот счет, что мы, видимо, слишком расслабились. Кто знает, возможно, именно они были правы? Как говорится, история нас рассудит...
А история Кубинской революции, то есть вооруженной борьбы за власть в этой стране, длилась, без малого, шесть долгих лет, начавшись 26 июля 1953 года и завершившись победой восставших 1 января 1959-го.
К началу активных революционных действий на острове уже более года правил Фульхенсио Батиста, установивший военно-полицейскую диктатуру. Правление это вызвало жесткое неприятие в среде, как сказали бы раньше, прогрессивно настроенной молодежи, одним из лидеров которой был молодой адвокат Фидель Кастро. 26 июля 1953 года группа из 165 повстанцев во главе с Кастро штурмовала казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба и потерпела полное поражение. Что интересно, хоть восставшие и проиграли и оставшиеся в живых получили немалые сроки (Кастро, к примеру, был приговорен к 15-ти годам), давление общественности на Батисту было столь мощным, что ему пришлось амнистировать повстанцев. Далее последовали эмиграция революционеров в Мексику, историческая встреча Кастро и Эрнесто Че Гевары, длительная борьба с режимом и, наконец, 27 декабря 1958 началось сражение отрядов Повстанческой армии под руководством Че Гевары за город Санта-Клара. Уже 31 октября главнокомандующий вооружёнными силами Кубы, генерал Франсиско Табернилья доложил, что армия полностью утратила боеспособность, и Батиста с приближенными бежали с острова. 1 января 1959 года революционные войска вошли в Сантьяго, а 2 января в Гавану...
Тот, кто заинтересуется Кубинской революцией, без труда найдет всю необходимую информацию. Например, и о том, что, в результате проведенных Кастро реформ, убытки 979-ти американских компаний и корпораций составили около 1 млрд долларов прямых капиталовложений, до 2 млн гектаров сельскохозяйственных земель, три нефтеперерабатывающих и 36 сахарных заводов и многое другое. Разумеется, это серьезно ударило по крупному американскому бизнесу, и это никогда не было прощено. Вплоть до сего дня: санкции и эмбарго не отменены до сих пор, несмотря даже на протесты Генассамблеи ООН.
Между тем, в практически полностью изменившемся мире, несмотря на колоссальное давление со стороны США, практически у них под боком, Куба все еще остается социалистической. Такой вот парадокс. Вы только вдумайтесь: после, фактически, предательства зажравшейся и, если говорить в стилистике советских идеологов, обуржуазившейся верхушки КПСС, развалившей СССР, после исчезновения социалистического блока, под руководством больного 86-летнего лидера, не имея территориальной, экономической и военной мощи Китая, Куба остается социалистической!
Объяснить это себе у меня не получается. Но иногда, вспоминая тех кубинских ребят, с которыми довелось общаться в восьмидесятых прошлого века, я думаю, что по-другому и быть не могло. Ведь у них же лозунг наверняка остался все тем же: "Patria o muerte!"
Игорь Фарамазян,
КИД.
P.S.
Кстати, несмотря на весь наш благоприобретенный либерально-демократический лоск, следует признать, что именно "антидемократический режим Кастро" занимался и готов заниматься дальше бесплатным оздоровлением украинских детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Ну, вот такие они - кубинцы!