Для кого в Украине писан Основной Закон?
Выгляньте в окно. Присмотритесь, прислушайтесь. Ничего не замечаете? Загляните в телепрограмму – нет ли там каких-то особых передач или тематических фильмов? Да нет, можете не искать. Тихо, скучно, буднично. А ведь нынче в Украине праздник, и не какой-нибудь, а государственный – День Конституции!
Но нет ни массовых гуляний, ни торжественных шествий, ни даже политических митингов. Не слышны пьяные песни или хотя бы пьяные вопли. Люди не ходят друг к друг в гости, не садятся семьями за праздничные обеды. В интернете никто не устраивает массовый срач о том, хорошая у нас Конституция или плохая. Никто вообще не заметил, не вспомнил, что 28 июня мы отмечаем день рождения Основного Закона державы.
А ведь по тому, как мы отмечаем праздники, можно судить о том, как мы относимся к их содержимому. Новый Год, Первомай, 23 февраля и 8 марта – сплошные веселые народные гуляния и попойки. Пасха – тоже сплошные пьянки, но уже с выражением одухотворенности на лицах. 9 мая и 24 августа не обходятся без политики и потасовок, но и отмечаются с размахом, с фейерверками. Дни городов, профессиональные даты – все мы с нетерпением ждем их. Но никто не ждет и не отмечает День Конституции. Похоже, что народу на неё просто начхать. Даже власть в этот день ограничивается коротким приветствием к избирателям.
В чём же дело? Конечно, можно сказать: безразличное отношение к Конституции сохранилось у нас ещё с советских времен. Ведь мы тоже не шибко отмечали и 5 декабря (день сталинской Конституции), и 7 октября (брежневской). Некоторые так вообще с недоумением интересовались у окружающих: а что это за красный день на календаре?
Да, сейчас модно искать корни т.н. «правового нигилизма» в СССР, в прошлом. Это снимает ответственность и полностью соответствует украинской политической концепции «в усьому винна попередня влада». Однако на самом деле Конституция СССР 1977 года и Конституция Украины 1996 года – совершенно разные по своей сути вещи. И причины безразличного отношения народа к ним тоже совершенно разные.
Уникальность советской Конституции была вовсе не в её 6-й статье, над которой потешались советские диссиденты, бухая портвейн в своих московских квартирах под записи Высоцкого и Beatles. Её уникальность была в гарантировании основных прав – даже не гражданских, а просто человеческих.
Вот, например, статья 40, гласящая, что все советские граждане имеют право на труд – и тут же уточняющая «…с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, не ниже установленного государством минимального размера». Нынешняя украинская Конституция (статья 43) лишь обещает нам «право на получение вознаграждения за труд». Мы все хорошо помним, как это право осуществлялось в конце 90-х, когда людям выплачивали «вознаграждение» паленой водкой, макаронами и гробами – или не выплачивали совсем. В СССР задержка зарплаты на сутки была уже ЧП.
Кстати, слово-то какое – «вознаграждение»! Не «оплата труда», не «заработок», словно люди не заработали свои деньги – а получают награду, подарок от хозяина. Нате, жрите, мужички, я добрый! Вы уже начинаете понимать, для кого писали эту Конституцию?
Или вот советская статья 41: советские граждане имеют право на отдых. И тут же конституционно закреплено, что рабочая неделя в СССР продолжает не более 41 часа. В украинском Основном Законе ничего такого нет, зато создатели нового Трудового Кодекса уж который год пытаются увеличить нашу рабочую неделю до 48 часов, а рабочий день до 12 часов.
Статья 42 Конституции СССР: «Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью». Все мы прекрасно знаем, что советская Конституция, в отличие от Украиной, не врала людям – и советские граждане действительно получали медицинскую помощь совершенно бесплатно, в самом полном объеме, который только мог предоставить медучреждение. О сегодняшней ситуации в нашей медицине лучше лишний раз не вспоминать, дабы не впасть в отчаяние…
А вот интересная статья 44, гласившая, что советские люди имеют право на жилье. Которая подчеркивает, что, помимо прочего, это право гарантируется «невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги». О таком в нынешней Украине не стоит и мечтать! Равно как и о бесплатном образовании всех уровней, гарантированном Конституцией 1977-го года. Нам остается лишь плакать, читая её статьи.
Тем, кто считает, что советские граждане были обделены в общественно-политических правах, стоит почитать её главы 1, 2 и 7. Там вы найдете все основные права человека: на свободу личности, на свободу слова и религиозного культа, свободу собраний и т.д. Там также можно найти право граждан «участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений», а также «вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе» - и получать от них официальные письменные ответы.
Впрочем, советские граждане этими правами сильно не злоупотребляли. Во многом потому, что 90% всё равно бы не смогли дать каких-то полезных или хотя бы внятных рекомендаций руководству. Да им это и не было нужно, поскольку всё устраивало.
Одно из главных достоинств советского государства было в том, что оно само следило за выполнением норм Конституции. Не нужны были дотошные «правозащитники», не нужно было собирать митинги и орать на них о своих проблемах, не нужно было обращаться в Конституционный Суд за «тлумаченням» того или иного пункта. Всё работало как часы – и люди к этому привыкли. Они постепенно просто забыли, что их гарантированные права прописаны в Конституции – и перестали ею интересоваться. Отсюда и такое безразличие к Дню Конституции.
Интерес к Основному Закону у общества ненадолго появился в 90-х. Тогда многие политики объясняли царящий бардак «несовершенством устаревшей Конституции». Мол, как только примем новую, украинскую Конституцию – так сразу и заживем!
Принимали долго, с мучениями. Пока левые и националисты скрещивали пики вокруг вопросов цвета флага, мелодии гимна, государственного языка и названия государственных учреждений, нарождающаяся украинская буржуазия вычеркивала из проекта социальные гарантии и подстраивала его к «рыночным отношениям». Понятно, что такая Конституция отражает интересы не всего общества, не государства, а лишь отдельных политических сил и социальных прослоек. В данном случае украинских олигархов-барыг и союзных им националистов.
Но самое главное, что нынешняя украинская Конституция создавалась, прежде всего, как регламент организации и работы центральной власти. По сути, она была нужна Верховной Раде, Кабмину и Банковой, а также сражающимся за них группировкам украинской «элиты». Чтобы приходить к власти, делить портфели и сферы влияния, захватывать в свои руки рычаги управления и экономику, удерживать свою власть и т.д.
Это Конституция, которая была навязана кучкой авантюристов всему народу, принята без его одобрения, узаконена посредством механизма Верховной Рады – которая уже тогда перестала представлять своих избирателей и выражать их интересы, стала клубом избранных, за которых просто голосуют статисты-избиратели, лишенные реальной возможности участвовать в управлении страной. Причем, уважения к собственной же Конституции у них нет – для них это просто написанный на бумажке закон, который всегда можно переписать или «розтлумачити» на свой лад.
Все последующие «реформы» Конституции (и их отмены), все грандиозные политические противостояния и кризисы, постоянно освещаемые в СМИ и преподносимые как важнейшие события в жизни страны – всё это было лишь грызней группировок за власть. Не имеющей совершенно никакого отношения к интересам народа. И люди уже привыкли к тому, что когда какой-то политик заводит речь о Конституции, то суть его заявления будет состоять в жалобах «а мне мало власти» или «а меня не пускают к власти».
Как вы полагаете, будет ли такой Основной Закон интересен широким слоям украинцев? Будет ли они уважать его – если этого не делает даже власть, для которой он написан? Теперь вы понимаете, почему в Украине День Конституции лишь называется праздником?
Виктор Дяченко, From-ua
влажность: давление: ветер: |