28 ноября соглашение об ассоциации с ЕС подписано не будет. Это стало понятно вечером 21 ноября.
На этом месте должен был быть анонсированный вчера иллюстративный материал к докладу доктора экономических наук, профессора Юрия Макогона о влиянии Соглашения об ассоциации с ЕС на экономику Донбасса. Как одна из точек зрения на проблему евроинтеграции Украины. После прозвучавших вчера заявлений Премьер-министра Украины Николая Азарова, фракции Партии регионов и Александра Квасьневского редактирование объемного документа потеряло смысл: желающие могут скачать его в оригинальном виде и посмотреть его на своем компьютере (формат - презентация MS PowerPoint).
Давайте подумаем, что же вчера произошло. Де факто: фракция Партии регионов фактически повторила слова нашего земляка Валентина Ландика (группа «Норд») о необходимости отсрочки подписания Соглашения, прозвучавшие на областной конференции ПР, которая проходила в присутствии премьера. Сам же Николай Азаров вчера подписал распоряжение кабмина о приостановке подготовки к подписанию Соглашения. Александр Квасьневский заявил, что Соглашение подписано не будет по просьбе украинской стороны.
Это, что называется, голые факты. Что стоит за ними? Прежде всего, практически полная неготовность отечественной экономики конкурировать с европейской. Наши владельцы заводов, газет, пароходов прекрасно отдают себе отчет, что, за редким исключением, продукция отечественных предприятий на европейском рынке неконкурентоспособна. По разным причинам: от банальной технологической отсталости и чрезмерной налоговой нагрузки до неспособности лоббировать продукцию своих предприятий в Европе. Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ) вряд ли кто-то сможет назвать технологически отсталым, и то его генеральный директор Георгий Скударь прямо заявляет: в Европе наши прокатные станы никто покупать не будет. Что уж говорить про менее технологически «продвинутые» предприятия нашей страны, большинство из которых построено и в последний раз модернизировалось еще при «едином и могучем».
Вторая опасность – потеря рынка России и стран Таможенного союза. Как оказалось, Путин способен не только на громкие заявления, но и на конкретные дела. Например, максимально усложнить импорт украинской продукции, параллельно проводя политику импортозамещения – т.е. строительства внутри страны производств, аналогичных украинским. Возможно, именно это стало неприятным открытием для наших «керманычей», надеявшихся до последнего, что экономическая целесообразность пересилит политическую. Не вышло: экспорт в Россию скукожился до неприлично малой величины, экономика начала обваливаться, бюджеты недобирают налогов (проблемы с казначейством общеизвестны), а через год выборы Президента, и людям нужны не только обещания лучшей жизни, а и конкретные ее улучшения.
Дальнейшее развитие ситуации в европейском направлении сулит стране большие выгоды в долгосрочной перспективе и повторение 90-х годов в краткосрочной: пока неповоротливая экономика будет перестраиваться на европейский лад. Неконкурентные производства просто закроются, десятки тысяч людей окажутся выброшенными на улицу и далеко не все из них смогут найти работу или открыть свой бизнес. Социальное напряжение будет зашкаливать, что чревато для любой власти. Да, потом, лет через 5-10, у нас есть все шансы получить сильную страну, сильную экономику, современные производства и стандарты жизни не в пример нынешним.
Но что эти 5-10 лет кушать простым рабочим, которые окажутся за воротами закрытых заводов? С чего наполнять бюджет, где брать деньги на пенсии и зарплаты врачам и учителям? То, что сегодня пытаются представить как проблемы Клюева, Ландика, Скударя и прочих (имеется ввиду неконкурентоспособность предприятий, принадлежащих этим людям), завтра станет проблемой сотен тысяч людей, которые потеряют работу и миллионов людей, которым нечем будет платить зарплаты и пенсии.
Наилучшая иллюстрация к происходящему
Компенсации возможных затрат, которые понесет украинская экономика от разрыва отношений со странами Таможенного союза, от ЕС не будет. Выкручивайтесь, мол, сами. Денег не дадим и рынки не откроем. Выкручиваться не за что: взять те же 160 миллиардов долларов, которые необходимы для введения европейских стандартов в экономике, просто негде. Власть оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны, надежды миллионов людей на европейские стандарты жизни, с другой – надежды миллионов людей на то, что завтра им будет куда идти на работу и за что содержать семью. Ведь не секрет, что подавляющее большинство представителей отечественного малого и среднего бизнеса наоборот, рвутся в ЕС: им нужны прозрачные правила игры, им нужны европейские рынки, им нужны европейские стандарты жизни здесь, в Украине. Они готовы уже сегодня жить и работать по европейским правилам, в европейских условиях.
Что делать, чью точку зрения выбирать?
По всей видимости, выбрали наименьшее зло, синицу в руках предпочли журавлю в небе. Хорошо это или плохо? Для кого как. В конце концов, речь идет о приостановке подготовки к подписанию Соглашения, а не об её полной отмене. Теперь за время отсрочки надо модернизировать экономику, чтобы она смогла конкурировать с европейской. Для этого опять понадобятся деньги. Большие деньги. Очень большие деньги. Где их брать?
Сегодня ответа на этот вопрос нет: политики заняты взаимными обвинениями в срыве евроинтеграции. Но рано или поздно к этому вопросу придется вернуться. Значит, в скором времени нас ждет новый отчаянный торг и борьба. На кону - экономика Украины. Как минимум.
влажность: давление: ветер: |