Уровень развития общества определяется не количеством дымящихся заводских труб, а наличием свободного времени у его членов, а также тем, как именно они тратят своё свободное время.Дело было вечером, делать было нечего…
Помните, в советских школьных учебниках по древней истории (тогда еще за 5 класс) была картинка доисторического человеческого стада? Одни питекантропы обдирали с куста ягоды, другие выковыривали из земли какой-то топинамбур, третьи, как зомби, раздирали труп бедной косули. Ухмылялись узколобые самцы, похожие на небритых уголовников, кокетничали самки с висящими ниже пупа сиськами – правда, секса на картинке не было, ибо учебник для детей, тем более советских. Тем не менее, мы и так догадываемся, чем они занимались в тени баобабов.
Их примитивные мозги были заняты примитивными прагматичными мыслями: где найти пожрать, как отнять у других и не упустить своего, как поиметь ближнего. Они обдирали, ковыряли, дрались, искали друг у друга блох, спаривались и, пардон, испражнялись. Опустошив одну долину, оно переходило в другую – и так постепенно расселялось по планете. Такова была жизнь наших далеких предков на протяжении сотен тысяч лет. А может, и больше. Впрочем, в наше время такая модель поведения свойственна и многим хомо сапиенсам…
Но когда наши предки поднялись до уровня неандертальцев и научились всей толпой забивать слонопотамов, у них появился некоторый избыток мяса, который можно было складировать на потом - в условиях ледникового периода это было нетрудно, да и пятидневной тухлятиной они тоже не брезговали (главное хорошо прожарить). Это автоматически повлекло за собой появление некоторого избытка свободного времени.
Наверное, вначале троглодиты были этим сильно озадачены. Действительно: на охоту идти не надо, выпивки тогда еще не придумали, чем же заняться? Ну, поимели трижды всех самок, до мозолей. Ну, поспали вволю. А дальше? Некоторые стали от скуки полировать свои каменные наконечники, что положило начало высоким технологиям и понятию изящности (как антоним понятию топорности). А вот другие…
И вот тут в истории человечества произошло самое, без сомнения, важное событие, определившее всё его будущее, сделавшее из смекалистого примата носителя светоча разума.
Один нечесаный и немытый с рождения чудак взял обломок бивня мамонта – и вырезал из него фигурку толстозадой сисястой бабы (тогда такие были в моде). А другой натер охры – и намалевал на стене пещеры дружеский шарж на своих товарищей. Третий же, после долгого возлежания под открытым небом, задумался об устройстве мироздания.
Словом, вот так появились культура, философия, зачатки религии и науки. Благодаря тому, что семена разума упали на благодатную почву коры головного мозга, временно освобожденного от забот о насущном мясе. Так человек, собственно говоря, и стал человеком.
Более того, он стал ценить свободное время. Необязательно для того, чтобы творить шедевры или писать евангелие. Большинство всё равно тратили и тратят его впустую. Однако каждый смекалистый ум работал над тем, как найти способ не только облегчить свой труд, но сократить свой рабочий день. Что, в свою очередь, дало толчок развитию технического прогресса, а затем инициировало социальною борьбу.
Специализация
Много лет тому назад в дебрях Амазонки было «найдено» племя индейцев, которое исследователи тут же причислили к разряду невероятно отсталых. Знаете почему? В племени не было шаманов. Индейцы, конечно, верили в какого-то там Маниту и лесных духов, однако все необходимые мистические ритуалы мог самостоятельно выполнить любой из них. И всё их представление о мироздании, о добре и зле рождалось в беседах мужчин племени у костра, а не из уст патлатого старика с погремушкой. Проще говоря, в племени не было социальной специализации, первичного разделения труда.
В представлении цивилизованных европейцев это был показатель чудовищной недоразвитости, поскольку принято считать, что наша цивилизация началась с разделения людей на социальные группы: правители, жрецы, воины и работяги (а теперь ещё и торгаши). И ведь они не просто разделились, первые три группы монополизировали право на определенную функцию: правители – на право отдавать приказы и быть самыми главными, воины – на право лупить своих сограждан и убивать чужих, жрецы – на право за всех думать и решать, что правильно, а что низя и грех.
А что же работяги? А вот это самое интересное! Работяги не получили ничего. Напротив, у них всё это отняли. И жизнь их стала просто по Маяковскому: работай – и молчи! А также поменьше думай, потому что за тебя думают авторитетные уважаемые люди. И вот тут возник казус, на который мало кто обращает внимание…
Известный экономический факт: специализация труда значительно повышает его производительность. Десять крестьян, каждый из которых будет заниматься только овощами, только хлебом или только коровами, произведут в сумме в разы больше продукции, чем десять натуральных хозяйств. Более того, их продукция может отличаться более высоким качеством (хотя в наше время качество приносят в жертву себестоимости). И эти же правила распространяются не только на экономическую деятельность. Военный специалист дерется куда лучше рекрута, профессиональный бюрократ справляется с управлением успешнее кухарки, а зарабатывающий написанием книг писатель может вам настрочить бесконечную эпопею о влюбленных вампирах и ревнующих их гоблинах.
Если переизбыток мяса в доисторическую эпоху давал каждому человеку несколько дней свободного времени, то специализация дала горстке «избранных» целые годы - они могли творить, изобретать и думать ровно столько, сколько их бы за это кормили и одевали. Те, кто вообще ничего не делал и только жрал с серебряных подносов да гадил на золотом толчке, не в счет, это просто паразиты на теле человечества.
Благодаря этому произошли внушительные качественные изменения цивилизации: выросли египетские пирамиды, потом наступила античность и т.д. Скажем честно: если бы Архимеду приходилось выращивать свой хлеб своими руками, то он вряд ли изобрел бы что-то посложнее ворота для колодца. Если бы Микеланджело не получал за свои фрески даже похлебки и рисовал бы только в свободное от подметания папского двора время, то Сикстинская капелла была бы размалевана корявыми граффити. Если бы Симон с братьями продолжили ловить рыбу, то не было бы ни Евангелия, ни христианства.
Всё это так, и результаты специализации и разделения труда мы все видим своими глазами. Мы даже регулярно меряемся, у какой страны больше производственных комбинатов, больший торговый и военный флот, больше автомобилей, выше небоскребы, дальше летают ракеты. Соревнуемся мы в том, где более развита наука, у кого больше процент населения с высшим образованием и пользователей инета. Где больше снимается фильмов – и где в фильмах дороже спецэффекты и суперзвезды. Какое из философских и религиозный учений круче и правильнее.
Но при этом мы забываем, что, выиграв в своем развитии качественно, наше общество проиграло в нём количественно! Что на одного Эдисона или Кулибина приходятся сотни тысяч тупых криворуких личностей, не способных нормально завернуть гайку. Что помимо Бродвея с его театрами и сотнями талантливых актеров, в Нью-Йорке есть ещё несколько миллионов бездарностей, с трудом насвистывающих «Звездно-полосатый», предпочитающих пьесам Шекспира кривляющихся клоунов, а Моцарту – испускание газов в микрофон. Что из двух миллиардов христиан половина не читали Евангелие и знакомы с собственной религией только со слов «пастырей». Что для гопников из шахтерских трущоб картины Ван Гога - это просто мазня какого-то придурка.
По существу, специализация сделала каждую отдельную человеческую особь неполноценной. Люди стали, как муравьи: вместе мы составляем отлично работающий коллектив, пока каждый выполняет свою задачу, но по отдельности мы становимся физическими, интеллектуальными или духовными инвалидами. Пожалуй, даже уступающим в своем развитии далекому пещерному предку. Да, мы можем превзойти его в чем-то одном, в своей узкой специализации, но в целом…
Тут на ум сразу приходит сравнение западного узкоспециализированного и советского универсального образования. Наше нынешнее среднее поколение, последним покинувшее стены советских учебных заведений, могло уступать выпускнику американского колледжа в теме его дипломной работы. Ещё бы, ведь он только этому и учился! Он выбирал направление еще в школе, он зубрил два-три родственных предмета долгие годы. Но зато мы знали всего понемногу, мы были всесторонне развитыми! И это делало нас не только самым всезнающим, самым спорящим, самым умничающим на все темы народом в мире. Это делало нас народом с совершенно иным мировоззрением и иным уровнем развития.
Что нужно свободному человеку?
Стоит заметить, что в благочинную христианскую эпоху правящие классы держали работяг в таких тисках, что свободного времени у них было немного. Особенно у женщин. Если они не работали в поле или не стирали белье, то пряли, вязали, вышивал, готовили пожрать и, конечно же, нянчились с многочисленными детьми. Свободное время у работяг тогда вообще считалось грехом, а вот рабочий день в 14-16 часов был нормой. Если вдруг мужику становилось нечего делать, то он должен был посвятить его молитве или походу в корчму – большой разницы не было, главное, чтобы у него чем-то была занята голова и руки.
Вольнодумство масс до хорошего не доводило: они отказывались признавать непогрешимость папы и покупать индульгенции, не верили, что королевская власть от Бога, и провозглашали республику, придумывали марксизм и права человека. Они требовали сократить рабочий день для себя и находили способы вырвать из оков бытового рабства своих жен.
Все эти движения начались еще в XIX веке, но только в «Красной России» они стали основой государственной политики. Вот, к примеру, если присмотреться к жилым архитектурным проектам 20-х годов, то во многих можно с удивлением заметить… отсутствие кухни. И это не потому, что большевики хотели заморить голодом всех рабочих! Просто тогда всерьез планировали освободить всех женщин (и некоторых мужчин) от векового ига стряпни – для чего повсюду открывались столовые и чайные. В эти же планы входили квартальные прачечные, детские сады и ясли, службы «добрых услуг» и т.д. Кое в чем мы действительно достигли намеченного, хотя изжить привычку наших сограждан готовить дома так и не удалось, пришлось в дальнейшем строить дома с кухнями всё большего и большего размера.
Нужно заметить, что на Западе, в особенности в США, наблюдался похожий процесс. С той разницей, что там оковы быта были сломаны массовым производством бытовой техники (которая стала автоматической только в 70-х годах) и созданием системы быстрого питания, включающей в себя как закусочные с гамбургерами, так и выпуск полуготовой (замороженной, сухой) пищи. Экономить время призывала и реклама одноразовых вещей. Всё это делалось, конечно, не бескорыстно – на этом строилась целая индустрия бизнеса.
По сути, мы и Запад соревновались между собой не только в том, кто больше выплавит стали и наклепает из неё танков и кораблей. Ведь не только этим определяется уровень развития страны и общества. Сейчас лидерами мирового производства являются Китай, Бразилия, Индия - однако там даже многие рабочие живут, пардон, как скоты, и дело не только в их условиях труда и быта. СССР и Запад не только высвобождали для своих граждан свободное время, они ещё и соревновались в том, на что они будут его использовать.
Подход Запада к использованию свободного времени был столько же прагматичным, как и способы его получения. Тут сошлись интересы бизнеса и политики. Чтобы свободные граждане западного мира не упивались вольнодумством и не учудили социальную революцию, их мозги загрузили шоу-бизнесом и культом потребления. «Покупайте, покупайте, смотрите телевизор, покупайте, листайте комиксы, приезжайте на фестиваль сосисок, покупайте!». Менее 1% взрослых американцев в своё свободное время увлекается культурой (рэп и рок не считается), философией, наукой. И ведь что интересно: тамошние школьники, как и все ребятишки, весьма любознательные, многие из них посещают различные кружки, но, вырастая, они забрасывают телескопы и коллекции бабочек, берут в руки пиво и попкорн и плюхаются на диван перед телевизором.
Советский подход к использованию свободного времени был на контроле у самого Политбюро! Нет, граждан вовсе не собирались заставлять всё свободное время хором распевать «Интернационал». Как раз таки большевики мечтали о том, чтобы люди разносторонне развивались. Чтобы ткачиха разбиралась в живописи, а механизатор в астрономии. Для этого в СССР создавались клубы, а при них масса кружков самодеятельности, в которые пытались вовлечь взрослых. Чтобы не в пивную после смены шли, а «Гамлета» ставить. Для этого было задумано на будущую перспективу поголовное высшее образование для всех советских граждан. Не инженеров и бухгалтеров наплодить в 10 раз больше необходимого, а выпускать из стен вуза всесторонне и высоко образованного токаря, оператора, лаборанта.
Даже представление о будущем у западных и советских фантастов кардинально различалось. Будущее в «Метрополисе», «Машине времени», «1984», «Эквилибриуме» - это мрачная антиутопия. Будущее в советской фантастике – это коммунизм как идеальное общество, в котором все люди высокоразвиты как индивидуумы и имеют возможность заниматься любимым делом, а не бороться с нуждой или наращивать жир на диване.
Не такое далекое будущее
Раз уж мы затронули тему будущего, давайте тоже о нём пофантазируем. Благо, для людей с разносторонним советским образованием это несложно. А вот молодое «специализированное» поколение фантазировать не умеет, его этому не учат. Его учат пробиваться к узко поставленной цели. Пробился – молодец, не смог – рыдай, неудачник, но тебя никто не пожалеет!
К сожалению, ввиду ограниченности мышления (или современного украинского образования) цели у молодежи не такие уж и фантастические, хотя иногда просто озадачивают. Так, многие школьницы намерены стать моделями или проститутками (разница небольшая). Ну а пацаны, конечно же, видят себя за рулем спорткара с моделью (или проституткой) на коленях. Как именно они заполучат этот спорткар, они еще толком не знают: может, бизнесменами станут, а может, бандитами (разница и тут небольшая).
Казалось бы, нынешние тинейджеры, досконально разбирающиеся в тонкостях настройки «девайсов», на порядок более развитые, чем их дедушки и бабушки. Но это только так кажется. Да, дедушка старенький, и ему уже трудно правильно тыкать артритным пальцем в сенсорный экран. Но в своё время он узнал из книг районной библиотеки больше, чем его потомок из необъятного интернета. И если сейчас вдруг выключить свет, то дедушка, пусть и артритный, он выживет, потому что он знает как, а вот внучок и так и останется стоять с раскрытым от изумления ртом.
А главное, дедушка не просто лучше разбирается в вопросах, что такое хорошо и что такое плохо. Он над ними размышлял и делал выводы. А внук просто глотает готовые стереотипы из видео. Пацан не думает, пацан вспоминает, как в подобных случаях подступают киношные герои или что по этому вопросу пишут в блогах.
Тут не нужно быть Уэллсом, чтобы догадаться, какое будущее ожидает нынешнее молодое поколение и последующие. Советский эксперимент воспитания народа разносторонне развитых людей закончился, теперь мы будем жить по западной модели. Нет, это вовсе не означает, что наших потомков заставят вкалывать по 16 часов в день, как в старину. Это не нужно. Напротив, за ними обязательно сохранят некоторое количество свободного времени, но только потому, что это необходимо огромной индустрии развлечения и потребления. Люди должны экономить время, в том числе на бытовых хлопотах (покупая бытовую технику и готовую пищу), чтобы потратить его на просмотр шоу и сериалов, посещении супермаркетов и распродаж.
Насколько развитым будет такое общество? С точки зрения экономики – ровно настолько, насколько это будет продиктовано условиями рынка. А он ведь непредсказуем! Триста лет назад император всероссийский Петр Алексеевич бил смертным боем мошенников, чье сукно не выдерживало и полугода носки, а ружейные замки ломались после ста выстрелов. Тогда считалось, что качественная вещь должна служить чуть ли не вечно! Сейчас же потребительские товары специально делают с заниженной прочностью, потому что производителю невыгодно делать «вечные» вещи. А на каком принципе будет основана экономика через сто лет?
Оно будет развито и интеллектуально, но ровно настолько, насколько оно будет нуждаться в ученых, инженерах, музыкантах, актерах. Вряд ли остальные 99% человечества будут так же глубоко мыслить или вдохновленно творить. Им будет достаточно лишь потреблять то, что придумает, создаст узкая интеллектуальная прослойка. Возможно даже, какое-то время будут существовать споры вкусов (они-то у всех разные), напоминающие нынешние интернет-баталии. Однако иметь вкус для оценки чужой мысли или мастерства ещё не значит уметь самому мыслить и творить. Уже сегодня большинство молодежи использует в общении наборы где-то позаимствованных фраз и выражений, не в состоянии придумать что-то своё…
Хуже всего, что при этом потребляющее население будет иметь только те интересы (кроме заложенных в генах инстинкта секса и еды), которые перед ними сочтут необходимым открыть владельцы индустрии развлечений. Всё остальное они будут находить непонятным, странным, ненужным, бессмысленным. Не стоящего внимания и времени. Возможно, однажды они решат, что устройство вселенной и философия Гегеля - это удел «умников», а простым нормальным людям для досуга достаточно шоу «Американский герой» и простенького скечткома с похабными шутками. А остальным незачем засорять мозги.
И тут впору будет вспомнить слова доктора Ватсона о том, «…как ужасно было бы жить в мире, где не с кем было бы поговорить о поэзии, о живописи, о политике. Где каждый знает только то, что ему нужно для дела»…
Виктор Дяченко,
Новости Украины - From-UA